Яркое начало. Самые примечательные дебюты 2019 года

Яркое начало. Самые примечательные дебюты 2019 года

Подводя итоги очередного года в автоспорте, вспоминая его самые примечательные события, героев и антигероев, нужно обязательно поговорить о дебютантах. Неслучайно во многих сериях звание лучшего новичка разыгрывается официально, и за него идет нешуточная борьба.

2019-й оказался богатым на яркие и интересные дебюты самого разного свойства. Мы собрали самые значимые истории о тех героях и событиях уходящего года, которые относятся к этой категории.

Начать стоит с дебютантов Формулы 1, которых было трое. Увы, но Джорджу Расселлу оказалось сложно проявить себя из-за ни на что не годной машины Williams. А вот выбрать лучшего из пары Алекса Элбона и Ландо Норриса оказалось непросто. Гонщик Red Bull оказался выше в зачете и был официально признан «Новичком года», однако когда пресс-служба чемпионата устроила голосование для болельщиков Ф1, те отдали свои симпатии представителю McLaren.

Парни действительно достойны друг друга. Мы не станем выделять кого-то одного из них, отметив лишь, что оба являются для Ф1 отличным обретением, и хочется верить, что их соперничество на трассах Гран При продлится еще не один год.

История мирового автоспорта знала великое множество серий, но нигде и никогда участниц формульного первенства не отбирали по принципу «В джазе только девушки». Возможно, через три-четыре десятилетия, когда весь мировой автоспорт прочно разделится на мужской и женский – в конце концов, это давно стало нормой в подавляющем большинстве других дисциплин, – события 2019-го будут восприниматься с легкой усмешкой.

В любом случае, можно говорить, что проект W Series стал весьма любопытным прецедентом. И пока болельщики спорят, допустимо или нет использовать гендерный подход в гонках, мы с интересом ждем развития событий и дебюта Ирочки Сидроковой весной 2020-го.

Конкурировать в MotoGP с Марком Маркесом – смелая, но безрассудная идея. Испанец не по зубам даже лучшим из соперников, будь то быстрый и стабильный Довициозо, титулованный Росси или рвущийся к успеху Виньялес. Но все же нашелся гонщик, который в 2019-м чаще всего портил настроение фавориту – это Фабио Куартараро.

Французский дебютант, освоившись в премьер-классе, с середины сезона помчал так, что выиграл шесть поулов и семь раз поднимался на подиум, включая четыре вторых места в семи последних Гран При. Для 20-летнего парня, выступающего за команду-сателлит, более чем достойно.

Роберт Шварцман. Именно это имя навсегда будет вписано в гоночные летописи в качестве самого первого чемпиона Формулы 3 – той, что FIA Ф3. Справедливости ради отметим, что чемпионат этот не то, чтобы совсем новый, а скорее прямой наследник GP3 на чуть дефорсированных машинах c Halo. Но это лишь детали.

Начав чемпионат с победы в Барселоне, молодой протеже Ferrari и SMP Racing уступил было лидерство одному своему напарнику, Джейхану Дарувале, а затем вынужден был вести непростое сражение с другим, Маркусом Армстронгом. Но все закончилось благополучно – и перед сочинскими трибунами Роберт доказал, что более всех достоин титула.

Относительно недавно новые автодромы появлялись на карте России один за другим. Но затем находить немалые средства на такие проекты стало сложнее, и строительство гоночных трасс, особенно серьезного уровня, практически прекратилось. На таком фоне особенно приятно говорить об открытии под Санкт-Петербургом «Игоры Драйв».

И хотя кое-кто увидел в очертаниях новой много общего с испанским кольцом в Арагоне, а другие ворчали по поводу отказа от финальной связки поворотов, которая была в первоначальном проекте, факт остается фактом: Россия впервые после открытия «Сочи Автодрома» получила гоночный комплекс, которым по-настоящему можно гордиться. Уже в 2020-м сюда приедут DTM с сериями поддержки и мировой ралли-кросс.

Много ли пилотов смогли поездить за Mercedes на официальных тестах после 2014 года, когда команда воцарилась в Ф1? Такие случае можно пересчитать по пальцам одной руки. За руль серебристых машин – помимо призовых гонщиков, конечно – садились Паскаль Верляйн, Эстебан Окон да Джордж Расселл. В 2019-м этот достойный список пополнило еще одно имя – Никита Мазепин.

Говорили, что чемпионы мира разработали для россиянина особую тестовую программу на старой технике. Но это все же одно, а официальная сессия на W10 – совсем другое. Никита не сплоховал и стал в Барселоне быстрейшим.

Правда, все немного испортил Хельмут Марко, которого угораздило придумать термин «режим Мазепина». Но даже это не испортило впечатлений от дебюта Никиты. Признаем, его первый сезон в Формуле 2 получился не столь успешным, как те майские заезды на «Каталунье», но это уже другая история.

Наверняка Морис Трентиньян, проехавший круг с лучшим временем на Гран При США 1959 года, и предположить не мог, что на долгих шесть десятилетий останется последним пилотом в истории Ф1, кому присудили очки не за позицию на финише.

Француз умер в 2005-м, а спустя еще 14 лет Валттери Боттас стал автором лучшего времени круга в мельбурнском Альберт-парке – и тоже получил бонусный балл благодаря решению FIA возродить старую традицию. Стоит признать, что находка оказалась успешной: по ходу сезона борьба за лучший круг не раз добавляла интереса вялым концовкам гонок.

Идея Всемирных гоночных игр изначально выглядела небесспорной – в автоспорте вообще сложно соблюсти олимпийский принцип равенства возможностей. Но надо признать, что у FIA и промоутерской компании SRO получился весьма интересный проект, которому помешала разве что осенняя погода.

На трассу «Валлелунга» приехали представители самых разных гоночных категорий, включая даже дрифт, картинг и симрейсинг, причем объединенные под флагами национальных сборных. По сумме шести дисциплин победительницей игр стала команда России, с чем мы ее еще раз поздравляем.

В IndyCar звание сильнейшего дебютанта присваивают официально, и оно является весьма почетным. В 2019-м его удостоился Феликс Розенквист – у тех, кто прежде следил за выступлениями шведа, такой результат едва ли вызвал удивление. При этом триумфатор Гран При Макао и чемпион Формулы 3 так и не выиграл в Америке ни разу, хотя и завоевал поул и пару подиумов.

Поэтому мы все же выделим другого новичка – Колтона Херту. 19-летнему наследнику гоночной династии (его отец Брайан входил в число лидеров серии ChampCar на стыке веков) не удалось провести весь сезон так ровно, как более опытному Розенквисту. Зато Колтон выиграл уже в третьей своей гонке, проходившей в Остине, а завершил сезон еще одной победой на «Лагуна-Секе». За этим парнем определенно стоит последить в будущем.

Даниил Квят в Формуле 1 и Евгений Новиков в WRC добирались до второго места на финише, Роман Русинов становился в WEC третьим, отечественные гонщики побеждали в Кубках мира и серьезных международных гонках – но до этого года никому и никогда не удавалось стать сильнейшим в соревнованиях, имеющих наивысший автоспортивный статус.

Но 12 мая 2019 года такому положению пришел конец. Взяв верх в невероятной дуэли с Тимми Хансеном на предварительной стадии, Тимур Тимерзянов уверенно выиграл финальный заезд и стал победителем этапа мирового ралли-кросса в Спа. Дебют на вершине подиума – это всегда приятно, а когда это подиум такого уровня и на такой трассе, то даже больше.

Два чемпионата, японский SuperGT и немецкий DTM, наконец-то пришли к логическому завершению пути, который начали добрый десяток нет назад. Несмотря на взаимный интерес и схожие технические требования, каждая из серий слишком дорожила своей уникальностью, потому совместных гонок пришлось ждать так долго.

Но в итоге объединенные заезды все же состоялись – сначала в Хоккенхайме, затем на «Фудзи». Приведет ли это к созданию общего чемпионата? Наверное, узнаем еще через десяток лет.

Безусловно, Шарля Леклера нельзя назвать новичком Ф1. Однако в этом сезоне он дебютировал в качестве пилота топ-команды – и сделал это блестяще. Шесть поулов и две выигранные гонки говорят сами за себя. Между прочим, новых победителей Гран При в Формуле 1 не было с сочинского этапа 2017 года и Валттери Боттаса.

Кроме того, Леклер одержал чистую победу над титулованным Себастьяном Феттелем во внутрикомандном сражении – и столкнулся с напарником в Сан-Паулу. Как говорят, это было первое гоночное столкновение двух пилотов Ferrari за всю историю Формулы 1.

Кроме того, 2019 год принес немало других весьма любопытных, хотя и не столь громких дебютов. Мы собрали их в слайдере ниже:

Источник