Муджелло – что это за трасса такая? Рассказывают Motorsport.com и российские гонщики

Муджелло – что это за трасса такая? Рассказывают Motorsport.com и российские гонщики

Уже в эти выходные на автодроме в Муджелло пройдет гонка Формулы 1а среднестатистический болельщик королевских гонок знает об этой трассе не так и много. И отнюдь не в силу италофобии и отсутствия любопытства просто гонки Ф1 здесь еще ни разу не проходили.

Мы по мере сил стараемся заполнить имеющийся пробел. К примеру, буквально вчера рассказали о трех запоминающихся заездах, состоявшихся на треке в Тоскане за последнюю четверть века.

Но сама итальянская трасса примечательна не меньше, чем события разворачивающиеся на ней. Чем же именно? Ответить на этот вопрос помогут два российских пилота, которые гонялись в Муджелло еще в прошлом году.

Макар Юрченко был последним из россиян, участвовавших в чемпионате мира по мотогонкам, и приезжал в Тоскану на мотоциклетный Гран При Италии. А Клим Гаврилов (его должны неплохо знать читатели наших материалов о Российской серии кольцевых гонок) выступал на этапе итальянского кузовного турнира TCR. Реплики пилотов мы будем перемежать сведениями об истории трассы.

«Международный автодром Муджелло» (да, название один в один как в Монце) находится поблизости от Флоренции. Если же вы изучаете географию исключительно по автодромам, то Муджелло – это примерно 100 км на юго-запад от Имолы. Так что, в этом году Ф1 вполне может поставить рекорд по минимальному расстоянию между двумя трассами, принявшими гонки по ходу одного сезона.

Но есть важное отличие. Если Имола (как и Монца) – трасса скорее плоская, Муджелло находится в гористой местности. Что на руку и гонщикам, и болельщикам.

Макар Юрченко: «Стоит сказать, что здесь просто потрясающие пейзажи. Плюс соседние холмы – отличные естественные трибуны, и на мотогонки сюда приезжает просто вал народа. Многие так и живут на этих холмах: поработают лопатой, сделают площадочку, поставят палатку – и смотрят гонку.

В дни этапа MotoGP тут круглосуточная вечеринка – причем считается правильным много шуметь любым возможным способом. Если попадется на глаза видео, где люди стоят с моторами от бензопил в руках и рычат ими с довольными лицами – это точно Муджелло.

Повороты в Муджелло, я бы сказал, в меру скоростные. 130-150 км/ч – это довольно высокая скорость для мотоциклов, но в полный газ они, как правило, не едутся. Но здесь почти везде есть рельеф – и его сочетание со сравнительно высокими скоростями и делают трассу любимой многими.

Здесь постоянное едешь то вниз, то веерх – перекладки делаешь то на спуске, то на подъеме. Во второй Арраббьяте [ожидается, что этот участок машины Ф1 будут проезжать на 260-270 км/ч] апекс находится в нижней точке поворота – и ты оттуда выстреливаешь вперед и вверх. Не знаю, как это выглядит за рулем автомобиля, но на мотоцикле ощущения особенные».

Первые гонки в окрестностях Муджелло проходили на трассе, составленной из обычных дорог. Причем проходили долго – с 1914 года по 1970, когда на тестах перед гонкой один из пилотов врезался в группу людей, убив семимесячного ребенка и на пару месяцев оказавшись в тюрьме. После этого организаторы Гран При Муджелло (так называлась дорожная гонка) с помощью местных властей и разработали проект автодрома, который был открыт в 1974 году.

Макар Юрченко: «Если посмотреть на карту, сразу бросается в глаза длинный прямик – как будто хребет трассы. Все фанаты мотогонок в курсе, что на этом прямике регулярно ставятся рекорды максимальной скорости – но пилотам запоминаются не цифры, а ощущения.

Ты проезжаещь мимо пит-билдинга – и начинается изгиб, «натянутый» на горку. С виду он очень плавный, но когда проезжаешь его на скорости за триста, в небольшом наклоне, а мотоцикл при этом норовит поднять переднее колесо – становится страшновато. Чтобы не приотпустить газ, додержать его до точки торможения, надо быть смелым.

Хорош и последний поворот, Бучине. Он какой-то бесконечный. Ты едешь-едешь-едешь – а трасса все никак не может распрямиться. Плюс выход тут широкий и длинный – поэтому траектории возможны разные, а в борьбе может случиться все угодно.

Первым попал на апекс – не факт, что будешь первым на выходе. Первым вышел – не факт, что будешь первым на финише. Разгон зависит от того, как сработала шина, от слипстрима – именно поэтому тут часто сражаются до последних сантиметров. Но опять же – это специфика мотогонок, на машине удержаться впереди проще».

Одной из первых гонок в Муджелло стал этап чемпионата Формулы 2, позже здесь стал проводиться этап чемпионата мира по гонкам на выносливость. А для национальных чемпионатов Муджелло стало если не обязательным, то весьма популярным местом проведения одного или пары этапов. Однако хозяева автодрома никак не могли превратить его в прибыльный бизнес – и в 1988 году трассу купила Ferrari.

Нетрудно догадаться, что Скудерии было чем загрузить трек – от тестов болидов Формулы 1 до клиентских соревнований и тест-драйвов. К примеру, именно здесь проводится одно из главных событий года – Всемирный финал соревнований Ferrari Challenge (под этим брендом объединены несколько гоночных серий, проходящих в разных частях света). Со всего света съезжаются самые быстрые и самые богатые пилоты-любители, в качестве почетных гостей прибывают пилоты Ф1, тут же представляют новую версию серийного суперкара и принимают на нее заказы. А главное – не стоит опасаться поражения от Mercedes или Red Bull. Ведь в заездах Ferrari Challenge машины других марок не участвуют.

А особой мотивации привозить сюда чемпионат мира у итальянской компании не было – опять же, к моменту покупки Муджелло Формула 1 уже почти десять лет ежегодно приезжала на соседнюю Имолу.

Клим Гаврилов: «Здесь есть сразу несколько факторов, которые усложняют жизнь и машине, и пилоту. Из-за рельефа есть несколько серьезных торможений на спуске – это повышает нагрузку на тормоза. Есть жесткие поребрики, в том числе «колбаски» – если вваливать по ним как по ровному асфальту, можно и подвеску повредить, и шины.

Повороты весьма быстрые, а прямые между ними короткие. Часто из одного поворота сразу заезжаешь в другой, не успев поставить руль прямо. Это значит, что шины будут нагружаться, нагреваться, а вот будут ли потом успевать остыть – вопрос. Поэтому следить за шинами надо особо тщательно. И я не удивлюсь, если на гонке Формулы 1 будут проблемы с шинами и жалобы на них.

А от гонщиков такая конфигурация требует особой выносливости. Вот в Монце все просто: отработал пару раз рулем в шикане – и едешь себе по прямой без особого напряга. Здесь же твое дело долго находится в напряжении, сопротивляясь перегрузкам в поворотах – а на отдых времени мало. В таких условиях менее выносливый пилот начнет терять концентрацию, а более выносливый от этого выиграет».

Макар Юрченко: «Не нравится здесь покрытие – особенно на контрасте с другими трассами MotoGP, где таких проблем нет. Кочки, волны – тут всего есть понемножку. Дефекты не выглядят такими уж криминальными, но для трассы уровня MotoGP и Формулы 1 все-таки нужен асфальт получше. Переложили же два года назад покрытие в Барселоне – хорошо бы и в Муджелло сделать что-то подобное [по официальным данным, покрытие в Муджелло перекладывалось в 2011 году]».

Главным событием года для Муджелло является мотоциклетный Гран При Италии, который трасса впервые приняла в 1976 году. Поначалу чемпионат мира заглядывал в Тоскану раз в несколько лет – а с 1994 года этап MotoGP проходит в Муджелло ежегодно.

А вот Формула 1 со временем стала заглядывать сюда все реже и реже – очевидную роль в этом сыграла тенденция к сокращению тестов. Впрочем, в мае 2012 года на трассе прошли официальные трехдневные тесты – в которых наряду с другими гонщиками принимали участие 5 гонщиков, выступающих сейчас в Ф1 (Боттас, Феттель, Перес, Риккардо и Грожан).

McLaren отправила на те заезды тест-пилотов – и из-за этого по Муджелло не ездил Льюис Хэмилтон. Что касается более молодых пилотов, то начинавшие карьеру в Южной Европе без выступлений на этой трассе обходились редко. К примеру, в том же 2012 году 18-летний Даниил Квят приезжал в Муджелло на этап Альпийской серии Формулы Renault и выиграл две гонки из двух.

В июне этого года – еще до того как Гран При Тосканы попал в календарь чемпионата мира – в Муджелло провела двухдневные тесты Ferrari. Как и положено правилами, команда использовала для этого отнюдь не новейший болид – Феттель и Леклер управляли автомобилем 2018 года.

Клим Гаврилов: «Муджелло не назовешь узкой трассой, но быстрые повороты и короткие прямые – комбинация, которая затрудняет обгоны. Для начала просто подобраться к сопернику на большей части трассы, скорее всего, будет непросто. Ведь в быстрых поворотах нужен хороший уровень прижимной силы – а с ним машина будет оставлять за собой немало «грязного» воздуха.

В самих же поворотах уход с идеальной траектории, скорее всего, приведет к серьезным потерям времени. Так что, самым подходящим местом для обгонов будет длинная прямая. С включенной DRS там обгонять будет одно удовольствие. Если, конечно, обгон с DRS может быть удовольствием».

Источник