Чем Феттель хуже Ковалайнена и почему Квят вне топ-20. Анализ рейтинга лучших пилотов Ф1

Чем Феттель хуже Ковалайнена и почему Квят вне топ-20. Анализ рейтинга лучших пилотов Ф1

Накануне сайт Формулы 1 опубликовал рейтинг лучших пилотов чемпионата за последние 37 лет, который вызвал массу споров среди болельщиков. Четырехкратный чемпион мира Ален Прост расположился в нем на 20-м месте, а двукратный чемпион Мика Хаккинен и вовсе не попал в двадцатку.

Теперь организаторы пояснили метод формирования рейтинга. Во-первых, машинный алгоритм, который его составлял, учитывал только квалификационные результаты. Во-вторых, пилоты сравнивались только с собственными напарниками, чтобы исключить фактор влияния силы болида на результаты.

Алгоритм также исключил все результаты, сильно выбивающиеся из общей картины, чтобы вычесть влияние аварий и поломок болидов на рейтинг. Также он учитывал фактор возраста пилота и возможные паузы в его карьере.

Предпочтение в рейтинге система отдавала пилотам, которые доминировали над напарниками в квалификациях, либо хорошо смотрелись на фоне наиболее сильных партнеров.

Таким образом составленный рейтинг выдает предполагаемую картину того, как завершилось бы сражение попавших в него пилотов на одном круге при одинаковых машинах.

В итоге первое место досталось трехкратному чемпиону мира Айртону Сенне, за которым расположились Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон. Массу вопросов вызвало попадание в топ-20 сразу восьми действующих пилотов, а также недавно покинувших чемпионат Нико Хюлькенберга, Роберта Кубицы, Дженсона Баттона и возвращающегося в 2021 году Фернандо Алонсо.

Такое засилье современных гонщиков может быть связано с квалификационным форматом, введенным в 2006 году. До 1996 года квалификация проходила в течение двух дней, также как в 2003-м и 2005-м годах. А с 1996-го по 2002-й поул-позицию разыгрывали в рамках одной сессии, но с ограничением кругов.

Вероятно, текущий формат квалификации привел к меньшему числу неожиданных результатов, за счет чего пилоты смогли получить больше баллов в борьбе с напарниками.

Главной сенсацией стало восьмое место не слишком успешного в карьере Хейкки Ковалайнена, который опередил, например, Себастьяна Феттеля. Финн завоевал всего одну поул-позицию за всю карьеру в Ф1, а завершал выступление в командах-аутсайдерах.

Однако, алгоритм высоко оценил его за успехи в квалификационной борьбе с Льюисом Хэмилтоном и Ярно Трулли. Ковалайнен провел в паре с Хэмилтоном два года и по субботам смотрелся на его фоне лучше, чем по воскресеньям. Кроме того, Хейкки выиграл свою дуэль у Джанкарло Физикеллы, который тоже попал в список.

При этом нужно отметить, что в топ-20 попали все пять гонщиков, которые когда-либо выступали с Хэмилтоном в одной команде Ф1.

Что же касается преимущества конкретно над Феттелем, то на немце, вероятно, отрицательно сказались поражения в дуэлях с Даниэлем Риккардо и Шарлем Леклером. Из других членов списка Себастьян побеждал только Кими Райкконена.

Отсутствие российских пилотов в рейтинге легко объяснимо. Из пилотов топ-20 Даниил Квят выступал в паре с Дэном Риккардо и Карлосом Сайнсом, и обоим уступал. В 2015 году дуэль завершилась со счетом 12:7 в пользу Риккардо, в 2017-м – 8:6 в пользу Сайнса. Своему нынешнему напарнику Пьеру Гасли Квят по субботам также проигрывает.

Что до Виталия Петрова, то в 2010-м он проигрывал Роберту Кубице в среднем 0,75 секунды в квалификации. Хуже него по этому показателю смотрелись лишь Карун Чандхок и Лукас ди Грасси. В 2011-м Виталий выиграл дуэль у Ника Хайдфельда, но проиграл Бруно Сенне, а в 2012-м был бит тем же Ковалайненом.

Наконец, Сергей Сироткин единственный сезон провел против Лэнса Стролла и не так, чтобы доминировал на его фоне. Так что не включение всех трех россиянин в рейтинг вполне логично.

А вот с Райкконеном вопрос сложнее. Вероятно, свою роль в его пролете мимо рейтинга сыграла ужасная статистика в паре с Феттелем. Например, в 2018-м году финн проиграл дуэль со счетом 4-17, а годом ранее счет был 5-15, тоже не в пользу Кими.

Составленный алгоритмом рейтинг может выглядеть противоречиво, но бывший инженер нескольких команд Ф1 Роб Смедли считает его вполне заслуживающим доверия.

«С квалификационной скоростью мы можем получить ясную картину, – сказал Смедли. – На гоночный темп влияет множество нюансов, а когда два пилота на одинаковых машинах выезжают на один квалификационный круг, то впереди оказывается лучший. В таких данных нет никакой двусмысленности».

Смедли отметил, что похожую модель для оценки пилотов используют и сами команды: «В командах такой тип моделирования скорости используют для принятия ключевых решений по пилотам. Поскольку пилоты чаще всего оказываются самыми дорогими сотрудниками в командах, процесс их выбора стараются сделать как можно более ясным. Но понятно, что чистая скорость – только одно из орудий в арсенале пилота».

Полный список топ-20 лучших пилотов Ф1 с 1983-го по 2020-й годы

Быстрейшие гонщики Ф1 (1983-2020), результаты исследования

Источник