Не стреляйте в Себа, или Почему рано гнать Феттеля из «Феррари»

Не стреляйте в Себа, или Почему рано гнать Феттеля из «Феррари»

Итальянская пресса критикует Себастьяна Феттеля и уверена, что все надежды «Феррари» связаны с Шарлем Леклером. В Испании пишут, что выступления немца недостойны человека с четырьмя титулами чемпионами мира. «Сейчас Феттель недостаточно хорош, чтобы даже представлять „Феррари“», — утверждает американская ESPN. Лука Балдиссери, экс-инженер Михаэля Шумахера в «Феррари», открытым текстом назвал Себа переоценённым гонщиком.
И да, Феттель действительно допустил за последний год очень много ошибок — и во многом сам проиграл чемпионский титул сезона-2018. Но насколько нынешняя критика справедлива?

Себ в явном кризисе — первым его свидетельством стал вылет в Хоккенхайме в прошлом году. После той гонки Феттель допускал и другие ошибки, но именно та стала переломным моментом чемпионата. Тогда немец должен был при родных трибунах укрепить лидерство в чемпионате, но «убрался» с трассы и оказался в 17 очках позади. Тот титул — по большей части на совести гонщика.

В паддоке надеялись, что в 2019-м Феттель под руководством Маттиа Бинотто, сменившего жёсткого Маурицио Арривабене, сможет «перезагрузиться» и дать Хэмилтону новый бой. Но уже в Бахрейне Себастьяна разворачивает в борьбе с Льюисом, в Монреале немец не впишется в «эску» и потеряет победу из-за штрафа от судей, а в Сильверстоуне в результате неловкой аварии приедет в Ферстаппена. Уже в этом году из-за собственных ошибок Феттель недосчитался около 50 очков — а это половина его отставания в чемпионате.

С другой стороны, есть и другая половина. Даже если бы Феттель провёл весь сезон безошибочно, он всё равно проигрывал бы Хэмилтону 50 очков — около двух Гран-при. «Феррари» превосходит «Мерседес» в максимальной скорости, но это единственное оружие Маранелло — «Серебряные стрелы» лучше работают с шинами, более гибко настраиваются под конкретные трассы и не ломаются. Так, в Австрии Себ наверняка пробился бы на подиум, если бы не поломка в квалификации и старт из конца топ-10.

Едва ли есть на планете гонщик, который на месте Феттеля смог бы тягаться с Хэмилтоном — у британца лучшая машина, он не допускает ошибок. Разве что у Валттери Боттаса за счёт каких-то индивидуальных действий может появиться шанс, но остальным приходится уповать лишь на проблемы у «Мерседеса» или внезапный прорыв собственных инженеров — что в реалиях нынешнего сезона маловероятно. Не удивительно, что Феттель пытается прыгнуть выше головы — из-за этого порой теряет концентрацию и принимает необдуманные решения.

Некоторые считают, что причины этого кризиса в том, что ранее по ходу карьеры у Феттеля всё было хорошо, а «Ред Булл» тщательно оберегал пилота от внешнего мира. «Феррари», к слову, тоже своего пилота всячески защищает. А вот назвать условия в «Ред Булл» совсем уж тепличными всё-таки нельзя — и у австрийцев были сезоны, в начале которых машина была не слишком хороша. Так что Феттель знает, что такое догонять других.
Также нельзя сказать, что те четыре титула с «Ред Булл» Себ взял без борьбы — достаточно вспомнить Бразилию-2012, когда Феттель в самом начале откатился в конец пелотона и доезжал гонку на повреждённой машине. Да и вообще пять лет бок о бок с Марком Уэббером лёгкой прогулкой не назовёшь. Конечно, такой школы, как была у Хэмилтона в 2007-м, Себ был лишён и не выступал за аутсайдеров, как Алонсо или Риккардо, однако и совсем уж безоблачной его карьеру не назовёшь.

Тем не менее проблемы с психологией очевидны — все ошибки очень похожи и происходят тогда, когда Феттель испытывает прессинг. В Шпильберге, где Себ стартовал девятым и заранее знал, что не выиграет, он выступил очень неплохо и добился максимально возможного результата — не подиум, но Хэмилтон остался позади. Выступление в Канаде, если не считать срезку поворота, тоже было довольно сильным. Феттель по-прежнему хорошо водит машину, но с большим трудом удерживает под контролем нервы.
Это, впрочем, часть его идентичности. Известно, что Феттель не пользуется социальными сетями и оберегает свою личную жизнь, хотя многие хотели бы узнать пилота лучше. Что ж, теперь узнаете, что он за человек. Себу необходимо начать всё заново и потратить остаток сезона на то, чтобы найти точку внутреннего равновесия — она понадобится в следующем году, этот уже проигран. Чем быстрее Себастьян это поймёт, тем меньше ошибок допустит.

По итогам 10 гонок Феттель опережает Леклера на три очка. Монегаск тоже далеко не всегда выступает безошибочно, однако уже мог завоевать пару побед, в то время как Себ лишь однажды был близок к первому месту — и сам его упустил. Руководство «Феррари», впрочем, продолжает настаивать, что лидером команды остаётся Феттель — а значит в пограничных ситуациях решения будут приниматься в его пользу.
Леклеру это не нравится. Он открыто заявил, что его главная цель — завоевать статус лидера «Феррари». У Шарля есть такой шанс, но он появился только благодаря ошибкам Феттеля. Если бы Себ каждый раз извлекал максимум, Шарль остался бы далеко позади. Так, до Гран-при Франции Леклер лишь однажды смог победить немца в квалификации — и даже после серии неудач Феттель лидирует во внутрикомандной дуэли со счётом 6:4.

Сейчас никто не может точно сказать, будет ли ошибаться Феттель вновь, однако изначально предполагается, что больше не будет. При прочих равных у Себа больше опыта и побед, он в среднем лучше Леклера в квалификациях и набрал больше очков — логично сохранить приоритет именно за ним, несмотря на все слухи об уходе в конце сезона.
Мало кто ожидает, что Феттель действительно покинет Формулу-1 в конце года — хотя это и не исключено. На всякий случай, по слухам, «Феррари» готова вернуть на год-другой Кими Райкконена из «Альфа Ромео», а там уже Мик Шумахер или Роберт Шварцман будут готовы к «Большим призам». Этот сценарий маловероятен: у немца контракт с «Феррари» на следующий год и обе стороны подтвердили намерения его соблюдать. А это значит, что и Маранелло, и сам Себастьян верят, что ещё смогут побороться за титул — хотя бы в следующем году.
К тому же это будет дополнительная интрига — преодолеет ли Феттель свой кризис или Леклер в итоге станет основной угрозой из Маранелло? Уж этим все мы точно обязаны Себу.

Источник