Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

США'61: Роджер Пенске

США'61: Роджер Пенске

Имя Камерона Аргетсингера едва ли известно даже тем, кто достаточно глубоко знает историю Формулы 1. Этот американец, в отличие от своих соотечественников, отдававших предпочтение овалам, пытался развивать в США классические европейские гонки. Начав свою деятельность вскоре после войны, он строил трассы, приглашал звёзд Формулы 1, одним словом – был настоящим энтузиастом.

И хотя в стране победивших левых поворотов Камерона считали в лучшем случае чудаком, в итоге он всё же добился своего. В 1959-м Гран При Североамериканских Штатов впервые был включен в календарь Формулы 1, где в итоге прописался на несколько десятилетий. В сезоне 1961 года гонка впервые проходила на автодроме Уоткинс-Глен близ Нью-Йорка (построенном, кстати, тоже по инициативе Аргетсингера).

Неутомимый промоутер провел в переписке и телефонных переговорах несколько недель – и в итоге убедил все команды приехать в Штаты. Все, кроме одной – выиграв на предыдущей гонке в Монце оба титула и потеряв лидера команды Вольфганга фон Трипса, Энцо Феррари наотрез отказался от путешествия через Атлантику. Это был серьёзный удар – ведь завоевавший титул американец Фил Хилл стал бы главной звездой гоночного шоу. Но Коммендаторе был непреклонен, и тогда Камерон назначил соотечественника почетным судьей – прямо перед гонкой Хилл проехал по трассе в открытой машине, приветствуя болельщиков, которых собралось немало.

Спор за победу в гонке со старта повели действующий чемпион Джек Брэбэм из команды Cooper и Стирлинг Мосс, выступавший на Lotus частной команды Роба Уокера. Любопытно, что в 1961 году Формула 1 перешла на 1,5-литровый регламент, и практически все команды использовали рядные «четвёрки» Climax. В Уоткинс-Глен мотористы привезли мотор V8, с которым и Брэбэм, и Мосс выступали в квалификации. Но если австралиец оставил новинку и на гонку, то британец посетовал на ухудшившуюся управляемость и вернулся к прежнему двигателю, рядной "четвёрке".

Впрочем, в тот день отличиться не удалось обоим – сначала «Чёрный Джек» сошел из-за протечки в системе охлаждения, затем лидирующий с огромным отрывом Мосс вынужден был остановиться из-за падения давления масла.

Новым лидером стал заводской гонщик Lotus Иннес Айрленд. В квалификации он сначала вылетел, едва не протаранив дерево, а потом оказался вне игры из-за рассыпавшийся коробки передач – потому стартовал только восьмым. Более того, на первых кругах британец угодил в аварию и откатился на последнее место. И тем не менее, именно он вышел вперёд на второй половине дистанции. Впрочем, Lotus лидера на глазах настигал частный Cooper, ведомый Роем Сальвадори. С двадцати секунд отрыв сократился до пяти – и именно в этот момент машина преследователя испустила шлейф сизого дыма и остановилась с отказавшим мотором.

Айрленд выиграл – первый и единственный раз в карьере, а для команды Колина Чепмена успех в Уоткинс-Глен стал первым за время выступлений в Формуле 1 (справедливости ради стоит отметить, что до этого Стирлинг Мосс одержал на Lotus четыре победы, выступая «на стороне»). Вторым финишировал Дэн Герни на Porsche, третьим – завершающий карьеру Тони Брукс на BRM.

Гран При США 1961 года стал первой североамериканской гонкой Ф1, которая принесла прибыль своим организаторам. Точнее – организатору. Впервые за всё время Камерон Аргетсингрер смог, наконец, вздохнуть спокойно.

Роджер Пенске

В американской гонке приняли участие и четверо местных пилотов. Без серьезного опыта и на старых машинах они ни на что серьезное не претендовали – да и по собственному признанию вышли на старт прежде всего ради удовольствия. Лучшим из квартета в итоге стал Роджер Пенске из Огайо – с отставанием в четыре круга он финишировал восьмым.

В юности американец подавал большие надежды на футбольном поле, но повредил ногу, попав в аварию на мотоцикле. Во время обучения в колледже юноша подрабатывал на автозаправке и гонялся в местных соревнованиях. А чуть позже он никак не мог определиться, что же ему нравится больше – торговать машинами или выступать на них в гонках.

По воспоминаниям современников, в обеих ипостасях он был неплох. На счету Пенске – не только два старта в Формуле 1, но и куда более заметные успехи: он побеждал в соревнованиях USAC, предтечи Индикара, и в гонках спортивных машин. Роджер выиграл один этап серии NASCAR и даже заслужил звание лучшего американского гонщика по итогам сезона 1960 года.

Но в 27 лет Пенске сделал свой выбор – повесил шлем на гвоздь, прочно обосновался на командном мостике Penske Racing, а большую часть времени стал уделять бизнесу.
Сейчас «Седой Роджер», как зовут одного из самых уважаемых людей американского гоночного сообщества, не только владеет второй по величине дилерской сетью в стране и входит в совет директоров нескольких индустриальных монстров вроде General Electric, но и может похвастаться невероятной коллекцией победных трофеев.

В 2009 году Элио Каштроневеш принес Penske Racing уже 15-ю победу в "500 милях Индианаполиса"

Едва ли существует в США хоть одна гоночная серия, где пилоты Penske Racing не завоевали несколько титулов и несколько десятков побед. Список гоночных звезд, выступавших в этой команде, занял бы больше места, чем пара историй нашего цикла.

Вернулся Роджер Пенске и в Формулу 1, было это в середине 70-х. Уже на третий сезон выступлений его команда одержала первую победу, стоившую Джону Уотсону его бороды – но после этого американский босс решил свернуть выступления в чемпионате мира и полностью сосредоточиться на заокеанских сериях.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось

Источник