Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

Аргентина'58: Телега впереди лошади

Аргентина'58: Телега впереди лошади

В сезоне 1958 года в чемпионате мира произошли большие перемены. Появился Кубок конструкторов, перед началом сезона было принято решение не начислять очки гонщикам, сменившим напарника за рулём шасси по ходу гонки – раньше в таком случае они делили заработанные очки, теперь же все очки в любом случае получал тот, кто на машине стартовал. Это сделало подобные замены пилотов бессмысленными, хотя формально они не были запрещены и в последующее десятилетие несколько раз гонщики садились за руль чужих машин.

Изменился и состав участников. Почти все пятидесятые в Формуле 1 доминировали заводские команды – Alfa Romeo, Ferrari, Maserati, Mercedes… С ними пытались соперничать независимые команды, в первую очередь британские BRM, Vanwall и Cooper, строившие собственные шасси. Были и клиентские частные команды, просто покупавшие готовые машины у производителей, но они не могли конкурировать в скорости с лидерами. К 1958-му году всё изменилось – «частники» всё ближе подбирались к первым местам. В Аргентине заводская команда была лишь одна – Ferrari, выставившая на старт три машины. Все остальные места в заявочном листе занимали частники.

Независимых команд не было вовсе. Дело в том, что в техническом регламенте произошли некоторые перемены. Главным отличием стал запрет на использование спиртовых смесей в качестве топлива – теперь в баки можно было заливать только обычный бензин. Это небольшое, на первый взгляд, изменение привело к весьма значительным последствиям – ведь нельзя просто залить в мотор, работающий на этаноле, бензин, требуется провести адаптацию основных узлов двигателя.

Сезон начинался в Аргентине, уже в январе, и не все успели вовремя подготовить новую машину. Команды Vanwall и BRM пропустили первый этап сезона. Cooper тоже не приехала, и единственное шасси этой марки было заявлено за Rob Walker Racing – его пилотировал Стирлинг Мосс, имевший контракт с Vanwall, но не захотевший упускать шанс заработать очки. Кроме того, чемпионат покинула заводская команда Maserati. В результате в Гран При принимали участие всего 10 пилотов – наименьшее число за всю историю чемпионатов мира.

Аргентина'58: Телега впереди лошади

Главный местный герой, Хуан-Мануэль Фанхио, победитель четырёх последних чемпионатов и четырёх последних Гран При Аргентины, в конце 1957-го объявил о завершении карьеры. Но на домашнюю гонку он всё же приехал, выйдя на старт уже на частной Maserati. Главными фаворитами в таких условиях оказались гонщики Ferrari – они были единственными, кто выступал на новых машинах, Ferrari Dino 246F1.

Казалось, всё это делает гонщиков Скудерии безоговорочными фаворитами Гран При, но у Фанхио на этот счёт было своё мнение. Великий аргентинец даже на старой Maserati без заводской поддержки навязал Ferrari серьёзнейшую конкуренцию в квалификации, и в итоге именно он завоевал поул! В то время как Майк Хоторн и Питер Коллинз на Ferrari смогли проехать круг по автодрому в Буэнос-Айресе за 1:42,6, на десятую быстрее Жана Бера на ещё одной частной Maserati, Маэстро справился с этой задачей за 1:42,0! Это был 29-й поул в карьере Фанхио – и последний. Его рекорд был побит Джимом Кларком только в 1967 году. Кроме того, этот поул оказался 10-м и последним для шасси Maserati.

Однако поул – это одно, а победа – совсем другое. В те времена гонки были гораздо длиннее нынешних, да и техника ломалась чаще. Перед сезоном 1958 года вступили в силу поправки, уменьшающие минимальную дистанцию гонки с 400 до 300 км, а минимальную продолжительность – с трёх до двух часов. Тем не менее, планировалось, что по трассе в Буэнос-Айресе гонщики проедут 400 км.

Но уже в воскресенье в эти планы пришлось внести изменения. Из-за ужасающей жары проезжать полную дистанцию, 102 круга, было слишком опасно, и гонку сократили до 80 кругов – или 313 км. В каком-то смысле это было на руку Ferrari – никто не знал, насколько надёжными окажутся их новые машины. Могло немного помочь сокращение дистанции и аргентинскому ветерану, Фанхио, хотя он в подобных условиях чувствовал себя, как рыба в воде.

Аргентина'58: Телега впереди лошади

А вот для Стирлинга Мосса, казалось, мало что поменялось. Его Cooper T43 c двухлитровым мотором Climax не хватало скорости, чтобы соперничать с 2,5-литровыми машинами. Да и сама модель T43 хотя и была революционной, с центральным расположением двигателя, высокой скоростью не отличалась, и в Cooper уже на следующем Гран При планировали заменить её на T45. В квалификации Мосс показал лишь седьмое время, уступив Фанхио на коротком четырёхкилометровом круге две секунды.

Была у команды и ещё одна проблема – каждое колесо на Cooper крепилось четырьмя гайками, а не одной. Это значило, что на смену колёс у команды должно было уйти, по меньшей мере, две с половиной минуты. Тогда как остальные команды справлялись за 30 секунд. Казалось, это лишает Мосса шансов на успех, но, в конечном счёте, именно это подарило ему победу.

Понимая, что пит-стоп будет слишком долгим, чтобы претендовать на высокий результат, и узнав, что дистанция гонки сокращена, в Rob Walker Racing решили рискнуть, и не менять шины вовсе. Риск был большим – резина могла не выдержать в любой момент, а в те времена это могло стоить гонщику жизни. Но для Мосса это был единственный шанс на успех. Для отвода глаз перед стартом в команде громко жаловались, что из-за неизбежного пит-стопа потеряют слишком много времени, поэтому вряд ли могут на что-то претендовать. При этом речь шла даже не о шансах на победу, а о возможности просто заработать очки.

На старте лидерство захватил Жан Бера на частном Maserati, но его быстро опередил Хоторн. На третье место неожиданно вырвался Мосс, в то время как на Ferrari Коллинза сломалась задняя ось, и Питеру пришлось сойти. Но уже на третьем круге Мосса опередил Фанхио, а затем и Луиджи Муссо на Ferrari. Гонка постепенно входила в обычное русло – на 10-м круге, после продолжительного сражения с Хоторном, Фанхио вышел вперёд, что вызвало ликование на трибунах. Но впереди было ещё 70 кругов.

Аргентина'58: Телега впереди лошади

Уже в районе 20-го круга участники начали один за другим заезжать в боксы для замены шин. Благодаря этому Мосс поднялся сначала на третье место, потом на второе. На 35-м круге остановился Фанхио – и Стирлинг вышел в лидеры. Вторым ехал Жан Бера, и именно он считался одним из главных претендентов на победу. По поводу Мосса фавориты особенно не волновались – ведь ему ещё предстояло останавливаться. Тем более, что у лидеров были и другие темы для переживаний – из-за жары машины с передним расположением двигателей начали испытывать серьёзные проблемы с перегревом.

На 49 круге Бера попытался атаковать Мосса, но допустил ошибку. Его развернуло, и француз потерял сразу ряд позиций. На второе место вышел Муссо, которого преследовал Фанхио, однако у великого аргентинца двигатель перегревался особенно интенсивно, так что ему пришлось сбавить темп и пропустить Хоторна. Муссо спокойно следовал на некотором отдалении от Мосса, даже не пытаясь его прессинговать, и ожидая пит-стопа. В качестве подтверждения верности его стратегии механики Rob Walker Racing вышли из боксов на пит-лейн и начали готовиться к замене шин на машине своего гонщика…

На 60-м круге Мосс опережал Муссо на 33 секунды – чего, конечно, не хватило бы даже на самый быстрый пит-стоп. Но останавливаться он не собирался. Когда в Ferrari поняли, что происходит, до финиша оставалось всего лишь 10 кругов. Муссо и Хоторн попытались взвинтить темп и настичь лидера, но время было упущено. Мосс ехал очень осторожно, шины на его Cooper были изношены до предела, но темпа Стирлинга хватило, чтобы оставаться впереди до самого финиша.

Аргентина'58: Телега впереди лошади

Отмашку клетчатым флагом британец увидел всего на две секунды раньше Муссо. Ещё одна Ferrari, Майка Хоторна, финишировала третьей. Фанхио добрался до финиша на четвёртом месте – проблемы с двигателем не позволили ему подняться выше, но за ним оказался рекордный 23-й лучший круг в гонке.

Успех Мосса стал настоящей сенсацией. Это была первая победа машины с задним расположением двигателя, первая победа шасси Cooper и мотора Climax, и одновременно – первая победа частной команды. А кроме того – последняя победа шин Continental, и роль этих шин в победе трудно переоценить. При том, что Мосс был единственным пилотом, использовавшим резину Continental в гонке.

Источник