Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

Потеряли лидера. Как дебют машины безопасности в Ф1 закончился конфузом

Потеряли лидера. Как дебют машины безопасности в Ф1 закончился конфузом

Дело было пасмурным осенним днем 1973 года в канадском Моспорт-парке. В ту пору главной темой в Формуле 1 была безопасность. Рост мощности машин привел к тому, что на стыке 60-х и 70-х все чаще стали происходить аварии, в которых гибли гонщики.

Одним из главных борцов за перемены в спорте выступил Джеки Стюарт. Шотландец, действуя от имени пилотов, требовал от боссов спорта отмены гонок на слишком опасных трассах, повсеместной установки защитных ограждений и иных мер.

Эти инициативы нравились не всем (включая даже некоторых гонщиков), но кампания Стюарта оказалась действенной – количество серьезных аварий сократилось. Хотя спорт продолжал оставаться опасным.

Именно поэтому в том самом 1973 году в Ф1 решили использовать американский опыт. В Штатах уже много десятилетий использовали в гонках автомобиль безопасности – впервые он выехал на трассу «Инди-500» еще в 1911 году. Помимо основной функции – снижения скорости машин, чтобы судьи могли спокойно выполнить нужные работы, – у этой процедуры был и еще один плюс: пелотон собирался, и после рестарта борьба становилась куда острее.

Летом того же 1973-го по ходу Гран При Австрии для пилотов даже провели специальную тренировку – судейская машина выехала на трассу по ходу тренировки, собрав за собой караван участников. Но в гонках повода опробовать новинку до поры не было.

Но вернемся в Моспорт. Воскресная погода на канадской трассе выдалась переменчивой. Незадолго до старта разразился сильный дождь, из-за чего начало гонки даже отложили почти на час. Затем пилоты все же начали борьбу. Трасса оставалась сырой, так что все команды выбрали для первого отрезка дождевую резину.

Примерно к 20-му кругу траектория стала просыхать, и вскоре пилоты начали заезжать за сликами (они как раз появились в Ф1 незадолго до описываемых событий). Тесный пит-лейн трассы в Моспорте не позволял обслуживать много машин одновременно, и некоторым гонщикам пришлось ехать в боксы вторично. Все это всерьез запутало каждого, кто следил за развитием событий.

А потом в споре за третье место столкнулись только начинающий карьеру Джоди Шектер на McLaren и пилот Tyrrell Франсуа Север. Машины оказались серьезно разбиты, гонщики получили травмы, асфальт был засыпан обломками – и на место экстренно помчались две бригады медиков и тягач-эвакуатор.

Такой поворот сюжета убедил судей Гран При в необходимости использовать машину безопасности. Вот только как распоряжаться этим инструментом, никто толком не знал.

Автомобилем, открывшим новую страницу в истории спорта, суждено было стать желто-оранжевому кабриолету Porsche 914. За рулем сидел Эппи Витцес – канадский гонщик-любитель, шестью годами ранее сам стартовавший в Гран При. Его пассажиром был представитель ассоциации команд FOCA Питер Макинтош, который по рации поддерживал связь с пунктом управления гонкой.

Они ждали появления Джеки Стюарта, который возглавлял гонку на момент их выезда на трассу. Но практически в ту самую секунду пилот Tyrrell свернул на пит-лейн – поэтому его ждали напрасно.

Макинтош запросил информацию, кто теперь возглавляет пелотон – одновременно подавая сигналы нагонявшим Porsche гонщикам, чтобы те проезжали мимо. В итоге из пункта управления Макинтошу назвали нового лидера. Им оказался новозеландец Хоуден Генли из команды Iso-Marlboro.

Стоит отметить, что в Моспорте не было электронного хронометража: все замеры велись при помощи ручных секундомеров и традиционных покруговок, которые обычно составляли от руки на листе бумаги жены и подружки пилотов.

Сейчас мы рассказываем о тех событиях, исходя из восстановленной общими усилиями картины. Однако в круговерти гонки, когда сложно было уследить за множеством перестановок, все было далеко не столь очевидно. Но все равно сложно понять, почему судьи назвали лидером Генли.

Этот гонщик не входил в число лидеров сезона, стартовал в Канаде только с 22-й позиции и к моменту выезда машины безопасности уже сменил шины. Макинтош тоже усомнился в том, что именно новозеландец возглавляет гонку, и попросил подтвердить эту информацию. Ответ оказался утвердительным. Однако в реальности Хоуден занимал в тот момент только восьмую позицию

Из-за этой нелепой ошибки вышло так, что еще семеро пилотов, фактически находясь в глубине каравана позади машины безопасности, в действительности отыграли за счет ошибки судей практически круг.

Последствия аварии Шектера и Севера постепенно устранили. Porsche оставалась на трассе в общей сложности пять (по другим данный – все десять) кругов, после чего борьба возобновилась. Машины мчались по трассе, пилоты менялись позициями, но никто не был до конца уверен, какое место занимает.

Недоумение царило и на пит-лейне, и в комнате судей. Даже рабочие, которые меняли таблички с номерами гонщиков на большом табло для зрителей, в какой-то момент махнули рукой на это занятие.

Генли, который волею случая оказался на трассе перед Джеки Стюартом и Эмерсоном Фиттипальди, вступил в героическую борьбу с двумя чемпионами мира. Новозеландец вспоминал, что никогда в жизни не пилотировал так, как в тот день. В итоге, правда, он пропустил обоих, но лишь после долгой и упорной обороны.

Постепенно общее мнение склонилось к тому, что гонку возглавляет Джеки Оливер из команды Shadow (черный автомобиль справа на фото выше). Он был в группе лидеров до начала пит-стопов, а затем очень быстро сменил шины.

Эмерсон Фиттипальди, напротив, довольно долго простоял в боксах, так как механики меняли настройки подвески – из-за этого, как мы уже знаем, он оказался позади машины безопасности следом за Стюартом и Генли – и значит, проигрывал Оливеру практически круг.

Но на сухой трассе у Lotus бразильца была отличная скорость – и все с замиранием следили, как Эмерсон гонится за соперником. Пока Фиттипальди отыгрывал секунды, гонщик Shadow, напротив, терял их.

Во-первых, ему было сложно обгонять круговых, многие из которых полагали, что ведут с Джеки спор за позицию (причем в ряде случаев по факту именно так оно и было!). Во-вторых, на одном из кругов у будущего босса Arrows заело педаль газа – к счастью, с закрытым дросселем, – и он был вынужден медленно катиться по трассе, пытаясь ногами продавить педаль. Довольно быстро все вновь заработало как надо, но время было потеряно.

На 79-м круге из 80-ти погоня Фиттипальди увенчалась успехом. Он настиг Оливера, который застрял за машиной Жана-Пьера Бельтуаза – и разом опередил обоих. В конце следующего круга Колин Чепмен с радостью выбежал на финишную прямую, где приветствовал своего гонщика высоким броском кепки. Как известно, таким образом босс Lotus отмечал победы собственной команды.

Соперники даже стали подходить с поздравлениями – но в этот момент кто-то обратил внимание на судью-финишера. Тот и не думал размахивать флагом!

Вскоре из последнего поворота появилась группа из четырех машин, возглавляемая… Хоуденом Генли. Именно ей судья и дал отмашку – чем окончательно сбил с толку всех, кто следил за гонкой.

Наверное, никогда в истории Формулы 1 – ни до, ни после того дня – подиума не ждали с таким интересом. Всем было интересно узнать, кто же в итоге поднимется на его вершину. Фиттипальди? Может, все же Генли?

Но ко всеобщему удивлению роскошный венок и красивый кубок достались гонщику McLaren Питеру Ревсону. Фиттипальди был назван серебряным призером, Оливер – бронзовым.

Этот результат устроил не всех. В команде Shadow готовились подать протест – а подруга Хоудена Генли, которая вела счет его кругов, настаивала, что выиграл именно пилот Iso-Marlboro.

В итоге официальные хронометристы, у которых было зафиксировано время каждого круга каждого гонщика, потратили несколько часов на восстановление полной картины гонки. Некоторые исследователи до сих пор утверждают, что результаты их работы ошибочны, но все же к вечеру того дня после доскональной проверки в командах согласились, что опубликованные результаты Гран При соответствуют действительности.

Дело том, что Ревсон, стартовавший со второго места, позади машины безопасности был в том же круге, что и Оливер. Но затем, как мы знаем, Джеки потерял много времени – в то время как Питер ехал в своем темпе и поэтому оторвался от гонщика Shadow на 30 секунд.

При этом финишировал Ревсон в той самой плотной группе, возглавляемой Генли – и именно ему, а вовсе не Хоудену, был адресован клетчатый флаг. Справедливости ради стоит сказать, что судьи накосячили и здесь: финишную отмашку победитель получил не на 80-м, а на 81-м круге.

Не менее любопытно, что вторым – точно так же попав в один круг с Оливером и Ревсоном позади Porsche Эппи Витцеса – почти до самого финиша оставался Жан-Пьер Бельтуаз. Но француз попросту не знал этого, потому перед самым финишем он без особой борьбы пропустил Фиттипальди и Оливера, опустившись на четвертое место.

Джеки Стюарт приехал пятым, возмутитель спокойствия Хоуден Генли в итоговом протоколе оказался только шестым. Позже сам он признавался, что несмотря на удивительное развитие событий отдавал себе отчет, что не является победителем.

После той истории в Моспорте Формула 1 на какое-то время предпочла отказаться от использования машины безопасности. Лишь в 1993 году этот инструмент был официально прописан в регламенте.

С того времени с этими автомобилями происходило немало забавного – скажем, в 2002 году в Бразилии Ник Хайдфельд почти оторвал машине безопасности дверь – но ни одна из этих историй и близко не сравнится с воскресным сентябрьским днем на Гран При Канады 1973 года.

Источник