Лимит на расходы, запрет на шпионство, добро на бамбук – как изменится Формула 1 в 2021 году

Лимит на расходы, запрет на шпионство, добро на бамбук – как изменится Формула 1 в 2021 году

Официально решение об этом еще не принято – но руководство Ф1 говорит о новшестве с полной определенностью. И судя по тому, как активно обсуждается идея и как много деталей нововведения появляется в СМИ, по сути все уже решено.

Суть в том, что на нескольких (не более трех) этапах чемпионата привычная квалификация пройдет в пятницу и определит порядок старта в заезде, который состоится в субботу и получит название «спринт-квалификация». Он будет представлять собой гонку с общим стартом на дистанцию в 100 км. По результатам этой гонки будут распределены позиции на старте основного воскресного заезда – плюс призеры субботней гонки получат в зачет чемпионата 3, 2 и 1 очко.

По последней информации, главным претендентом на проведение уик-энда в экспериментальном формате является Гран При Великобритании в Сильверстоуне.

Это, без сомнений, самое глобальное изменение в правилах. Впервые в своей истории Формула 1 устанавливает максимальный объем расходов команд за сезон. В 2021 это 145 миллионов долларов. Точнее, $145 млн плюс дополнительные $1,2 млн за каждую гонку сверх 21-й. Как известно, изначальный календарь на сезон-21 включал 23 Гран При, поэтому лимит бюджета составит $147,4 млн. (считается, что команды заранее формируют свои планы, поэтому отмены этапов не повлияют на предельный размер трат).

К 2022 году базовая величина будет снижена до 140 миллионов, к 2023-му – до 135.

Эта сумма не включает в себя ряд позиций. В нее не входят затраты на т.н. маркетинг (разного рода акции для болельщиков), а также зарплаты пилотов и трех наиболее высокооплачиваемых менеджеров. Плюс из-под лимита выведены расходы на больничные и декретные отпуска сотрудников, пакеты медицинской страховки и пособия уволенным.

Наконец, можно потратить еще до $45 млн на капитальные затраты – например, на покупку оборудования для своих баз. Но сделать это нужно до конца 2024 года.

Катализатором этих нововведений, разумеется, стала история с «розовым Mercedes» – машиной, на которой в сезоне-2020 выступала команда Racing Point. В ней однозначно просматривались многочисленные совпадения с чемпионской W10 Льюиса Хэмилтона годичной давности.

В итоге спортивный суд признал факт копирования, что стоило коллективу Лоуренса Стролла денежного штрафа, а также 15-ти очков, которые в итоге не позволили команде занять третье место в Кубке конструкторов.

Чуть раньше Формула 1 ввела и официальный запрет на копирование – хотя это и выглядит немного странно в свете того, что чемпионат-2021 команды проведут на чуть доработанных прошлогодних машинах.

В новой версии правил сказано, что «возможно влияние решений других конструкторов на концепцию или конструкцию» – в том числе и на те детали из особого списка, который каждый конструктор обязан проектировать самостоятельно. Однако такое влияние может исходить только из ситуаций, которые «потенциально доступны всем участникам» и «могут быть получены только на тестах или этапах».

Иными словами, использовать в своих интересах теперь можно только то, что ты подсмотрел у соперника путем обычной фотосъемки, видеозаписи и тому подобных приемов. Запрещено использовать для анализа конструкции других машин специальное высокоточное «шпионское» оборудование – особые 3D-камеры и тому подобное. Также команды не вправе заключать какие-либо соглашения об обмене чертежами деталей из упомянутого списка.

Системы двойного руления Mercedes впервые появилась на прошлогодних предсезонных тестах и сразу же наделала немало шума. Вытягивая рулевую колонку на себя, гонщики могли менять угол схождения передних колес. Такое решение в первую очередь помогало эффективнее прогревать шины перед квалификационным кругом и стартом гонки – а также обеспечивало иные преимущества.

Соперники обратили на это устройство внимание FIA, а та признала находку конструкторов из Брэкли законной. Запретить ее в этой ситуации можно было только со следующего сезона. Как в итоге и сделали, чтобы не провоцировать команды на лишние затраты при подготовке к нынешнему сезону.

Рост уровня прижимной силы в последние годы привел к росту нагрузки на шины. Компания Pirelli может сохранить прежний уровень надежности шин, сделав их жестче. Но это неизбежно приведет к снижению скоростей, что не нравится ни командам, ни пилотам. Из-за этого выбрали другой путь уменьшения уровня нагрузок – снижение уровня прижимной силы.

Для этого внесены изменения в пункты правил, описывающие конструкцию задней части машин. Самым заметным изменением станет новая конфигурация днища. Перед задними колесами появился треугольный вырез. Он должен начинаться в 180 см от передней оси и постепенно увеличиваться до ширины в 100 мм.

При этом запрещены всевозможные прорези и вырезы, которых прежде было много у края днища, особенно перед задними колесами. Они помогали перенаправлять потоки под машину и тем самым повышать эффективность диффузора.

Одновременно ограничена (до 40 мм) ширина аэродинамических элементов, закрепленных на внутренней стороне задних ступиц и высота направляющих диффузоров (их надо подрезать на 50 мм, как показано выше).

Хотя изначально считалось, что гоночные шины останутся точно такими же, как в 2020 году, осенью Pirelli – к немалому раздражению команд – объявила о переходе на новую модель. Составы резиновой смеси остаются прежними, а вот каркас покрышки станет более прочным.

Такие меры стали реакцией итальянских шинников на уже упоминавшийся рост боковых перегрузок. Во что могут превратиться гонки, если на него не отреагировать – показали события на одной из прошлогодних гонок в Сильверстоуне, когда ближе к финишу резина не выдержала сразу у трех пилотов.

Также правилами окончательно оформлена мера, которая в прошлом году была принята как временная в связи с пандемией – все команды получают от Pirelli один и тот же набор шин: два комплекта Hard, три Medium и восемь Soft. С оговоркой, что этот порядок может быть изменен, «если так решит FIA по согласованию с Pirelli». Напомним, что до 2020 года итальянские шинники определяли три состава, которые будут использоваться на очередном Гран При – а точное количество комплектов того или иного состава команда могла выбирать сама (в рамках определенных ограничений).

Очень важное изменение в плане всей политики руководства Ф1. Хорошо известно, что для обеспечения равенства участников нужно сдерживать быстрых и помогать медленным. В Больших Призах подобных мер не было почти никогда прежде, но с 2021 года объем работы над машиной в аэродинамической трубе и со средствами вычислительной гидродинамики станет определяться, исходя из результатов предыдущего чемпионата.

Эта система станет особенно эффективной с 2022 года, когда чемпион получит на работу с машиной вполовину меньше времени, чем самая слабая команда. Но и этой зимой разница уже будет весьма ощутимой. Точные параметры новых ограничений вы можете видеть в таблице ниже.

Как такой подход изменит ситуацию на трассах, станет понятно через несколько лет.

Источник