Исправить косяки будет сложнее, а от Ferrari ждут резкого рывка. 4 главных темы тестов Формулы 1 в Бахрейне

Исправить косяки будет сложнее, а от Ferrari ждут резкого рывка. 4 главных темы тестов Формулы 1 в Бахрейне

В ближайшие три дня команды Формулы 1 будут проводить предсезонные тесты. Для болельщиков это важное событие: ведь участники чемпионата мира впервые за три месяца соберутся вместе на гоночной трассе. Но обратить внимание на происходящее в Бахрейне стоит не только тем, кто испытывает ломку в отсутствие постоянно обновляющихся данных хронометража и прямых трансляций с автодрома. Ведь сейчас многое происходящее в Ф1 заметно отличается от того, к чему привыкли команды и болельщики...

Не секрет, что современные технологии позволяют не только строить невероятно продвинутые гоночные автомобили, но и при необходимости скрывать подробности их конструкции. Виртуальный формат презентаций дает возможность не только экономить средства, но и показывать только то, что хочешь показать.

Недавняя история с передней подвеской AlphaTauri (которая в реальности оказалась совсем не такой, как на разосланных командой рендерах) стала отличным тому подтверждением. В Mercedes пошли даже дальше – технический директор Джеймс Эллисон не только отказался рассказать, на что его подчиненные потратили т.н. жетоны (возможность доработать отдельные элементы машины в условиях общей заморозки конструкции), но и прямым текстом объявил: изображения машины не соответствуют действительности, так как команда не хочет раньше времени показывать соперникам свои находки.

Затемнение наиболее важных зон машины, фотографии только с «безобидных» ракурсов, обкатка в полусекретном режиме – всего этого мы за последние три недели глотнули с лихвой. Однако в Бахрейне использовать все эти приемы будет невозможно по определению. Мы сможем увидеть реальные машины и рассмотреть их во всех подробностях.

К примеру, мы до сих пор не знаем, что именно сделала Red Bull с задней подвеской своего болида. Одни технические эксперты предполагают, что дело ограничилось незначительным изменением положения нижнего треугольного рычага. Другие – что конструкторы «Быков» по примеру Mercedes сильно сдвинули деталь назад: если на RB16 она находилась на своем привычном месте перед полуосью, то на RB16B находится уже за ней. Это позволяет сделать более эффективным диффузор, облегчив движение воздуха в ключевой зоне между задними колесами и «бутылочным горлышком» в задней части болида.

Также у нас пока нет полного представления о том, чем команды ответили на изменения в правилах, требующие подрезать дальние углы днища, отказаться от прорезей в нем и уменьшить высоту стенок диффузора. Механическая реализация этих требований должна была привести к потере примерно 10 % прижимной силы – но многие конструкторы были уверены, что компенсируют потери уже к началу сезона.

Но для достижения этой цели требовалось переработать не только перечисленные выше зоны, но и многие другие элементы, участвующие в организации обтекающего машину воздушного потока – к примеру, находящиеся по бокам от кокпита «многоэтажные», состоящие из множества элементов конфигураторы потока. А технический директор Aston Martin Энди Грин и вовсе утверждает, что для восстановления гармоничной картины распределения воздушных потоков надо внести множество изменений по всей длине машины, от носового обтекателя до заднего антикрыла.

Может показаться, что тесты за две недели до гонки – это очень поздно. На деле же по сравнению с прошлым годом ситуация изменилась несильно. Между последним тестовым заездом и первой тренировкой Гран При Бахрейна пройдет 9 дней – в прошлом году этот интервал составлял всего на 2 дня больше.

Но для команд может оказаться важнее другой срок – между началом тестов и началом первого гоночного уик-энда. Ведь если на тестах всплывет некая заметная проблема с машиной, именно этот срок будет отведен на поиск спасительного решения. А с этой точки зрения разница с прошлым годом гораздо заметнее: 14 дней в этом году против 23-х в 2020-м.

Конечно, этот нюанс компенсируется другим – раз машины этого сезона представляют собой доработанные версии прошлогодних, то и риск возникновения судьбоносных проблем меньше. Но и не сведен к нулю – к примеру, на конструкцию силовых установок «заморозка» не распространялась. А Honda, между прочим, в этом году подготовила для своих команд версию мотора, которая изначально должна была оказаться на болидах только в 2022 году…

Одним из главных разочарований прошлого года стала силовая установка Ferrari – из-за отставания по мощности нелегко пришлось и самой Скудерии, и командам-клиентам. Нетрудно догадаться, что сокращение этого отставания было для итальянцев приоритетной задачей. И многие эксперты ждут, что в новом сезоне – начиная с бахрейнских тестов – моторы Ferrari будут ощутимо более конкурентоспособными, чем в прошлом году.

Дровишек в топку домыслов и догадок недавно подбросил Мика Сало – экс-пилот Формулы 1, до сих пор часто появляющийся в паддоке (к примеру, в роли стюарда). Финн заявил, что причина отставания Ferrari по мощности – негласные санкции со стороны FIA, приказавшей Скудерии ограничить отдачу силовых установок в наказание за былые пригрешения.

Напомним, что во второй половине 2019 года технические комиссары особо тщательно изучили конструкцию силовых установок Скудерии – после чего команда и федерация заключили соглашение, содержание которого остается в секрете. Многие восприняли это как попустительство нарушению регламента: мол, Ferrari использовала незаконные моторы – и обменяла информацию о найденном способе обхода правил (плюс обещание больше не мухлевать) на амнистию со стороны FIA. Популярно мнение, что вынужденный отказ от хитрого решения и сделал Ferrari аутсайдером моторных войн.

Уже через пару дней Сало рассказывал, что его не так поняли и что он лишь пересказал вычитанное им в СМИ. Но в Формуле 1 теории заговора, если уж они однажды появились на свет, редко исчезают после одного-единственного опровержения. И многие верят, что прогресс Ferrari будет двухсоставным: некое количество «лишних» лошадиных сил появится в результате доработки мотора, а еще какое-то – благодаря отмене санкций FIA.

«Оживление» Ferrari пришлось бы очень кстати команде Haas, которая как будто заранее махнула рукой на 2021 год – взяла в свой состав двух новичков, а также решила вообще не заморачиваться доработкой машины. Напомним, что один из упомянутых новичков – россиянин Никита Мазепин. Результаты его выступлений в последние два года (18-е и 5-е места в Формуле 2) почти не дают надежд на яркий дебют в Ф1, а ситуация с машиной Haas может и вовсе сделать москвича одним из главных претендентов на последнюю строчку турнирной таблицы. И не исключено, что именно показатели мотора Ferrari станут решающим фактором в сражении Мазепина с пилотами Williams.

Впрочем, конкуренты тоже не стоят на месте. К примеру, руководитель моторостроительного подразделения Mercedes на презентации заикнулся о наличии в своей силовой установке «совершенно новых решений, которые раньше не использовались в гоночных моторах».

Предсезонные тесты и первая гонка сезона состоятся на одной и той же трассе, по большому счету, впервые. Технически в прошлом такое случалось не раз, в последний раз – в 2006 году с тем же Бахрейном. Однако тогда команды сами решали, где и как долго испытывать машины (кстати, в том году с начала года до старта сезона они провели почти 40 тестовых дней – неслабый контраст с современной ситуацией). И на трассе в Бахрейне отметились только три коллектива – испанские автодромы были гораздо востребованнее.

Климатических катаклизмов в ближайшие две недели на Ближнем Востоке не ожидается. Таким образом, на предсезонных тестах и первом в этом году этапе команды будут работать, по большому счету, в одних и тех же условиях. И три ближайших дня вполне можно рассматривать как «нулевые» свободные тренировки перед Гран При Бахрейна.

А это значит, что по скорости машин на тестах мы в целом сможем судить о раскладе сил как минимум на старте сезона. Ситуация эта для Формулы 1 – не самая привычная: ведь тезис «времена круга на тестах ни о чем не говорят» – одна из наиболее популярных мантр у руководителей команд. Они и в ближайшие несколько дней обязательно не раз нам напомнят, что каждый выезд болида Ф1 на трассу – событие с многими неизвестными (начиная с топливной загрузки). Но им тут же можно выкатить встречный аргумент: когда в распоряжении команды одна машина и три дня на трассе, на игры с количеством бензина в баке и попытки ввести в заблуждение конкурентов остается не так много времени. Так что, в этом году в изучении времен на круге будет заметно больше смысла, чем обычно.

P.S. Если вы любите не только читать, но и смотреть и слушать – посмотрите и послушайте первый выпуск нашего подкаста. Олег Карпов и Александр Кабановский поделились ожиданиями от тестов и представлениями о том, как сложится новый сезон для Даниила Квята.

Источник