Разделы сайта
Свежие новости
Росберг надеется, что в Имоле Перес и Боттас смогут вмешаться в борьбу Хэмилтона и Ферстаппена
Алексей Попов: Главное в том, что Эллисон уходит с поста технического директора
В этом году Леклеру не пришлось менять свой стиль пилотирования
Полезные статьи
Зимние шины Viatti: выбираем с умом
Колеса, которые движут ваш бизнес вперед
Образовательные экскурсии для студентов в автомузее «Автомобили мира»
Залог автомобиля − быстрый способ решить финансовые проблемы
Про выбор автомобиля: практичные советы для будущих владельцев
Хороший автомобиль в Челябинске
Гран При Сахира: Пресс-конференция в субботу
1. Валттери Боттас (Mercedes)
2. Джордж Расселл (Mercedes)
3. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)
Вопрос: (Пол ди Реста) Валттери, очередной поул! Ваша команда здорово всё спланировала, что позволило вам и Джорджу провести в финале три попытки на мягких шинах. Прессинг со стороны нового напарника был существенным, но вы всё-таки справились!
Валттери Боттас: Конечно, в этот уик-энд ситуация изменилась, ведь у меня новый напарник, но важно было полностью сосредоточиться на собственной работе и не тратить энергию ни на что другое. Полагаю, мне это удалось. Если говорить о тактике, то в команде всё сделали правильно: приятно, что мы с Джорджем заняли весь первый стартовый ряд. Хотя это была не лучшая моя квалификация, я рад, что завоевал поул.
Вопрос: (Джордж Расселл) Что думаете о конфигурации трассы? Какую стратегию вы предполагаете, и какой, по-вашему, будет гонка?
Валттери Боттас: Пока не очень понятно, как может сложиться гонка. Преследовать машины соперников на этой трассе не так просто, поэтому я очень доволен, что стартую с поула. Будем надеяться, что гонка пройдёт весело. Трасса короткая и очень неровная, но посмотрим, что нас ждёт завтра.
Вопрос: (Пол ди Реста) Джордж, вы впервые участвовали в финальной сессии и квалифицировались вторым, уступив лучшему результату всего пару сотых! Какими были эти несколько дней, и есть ли чувство облегчения от того, что вы всё-таки сумели заработать позицию в первом ряду?
Джордж Расселл: Эти два дня были очень интенсивными, нужно было столько узнать, привыкнуть к машине. W11 необходимо пилотировать иначе, мне пришлось забыть всё, что я знал в Williams, и научиться ехать на этой машине достаточно быстро. В субботней тренировке я экспериментировал с настройками, не всё складывалось гладко, и я был очень рад уже тому, что сумел выйти в финал квалификации.
Я доволен, так как на заключительном быстром круге сработал почти идеально. Да, я уступил поулу всего две сотые, но если бы неделю назад кто-нибудь сказал мне, что я квалифицируюсь вторым, я бы этому человеку не поверил!
Вопрос: (Пол ди Реста) За время выступлений в Формуле 1 вы впервые уступили напарнику в квалификации, но наверняка довольны собственным прогрессом по ходу уик-энда?
Джордж Расселл: Конечно, да. По ходу сезона Валттери стабильно прессинговал Льюиса в квалификациях – кажется, в среднем между ними было не более одной десятой. Мы знаем, насколько хорош Льюис, и то, что я с двумя днями подготовки уступил Валттери настолько мало, безусловно, очень радует! Посмотрим, что получится в гонке!
Вопрос: (Пол ди Реста) В гонке вас ждет сражение с Максом и Валттери!
Джордж Расселл: На старте передо мной будет свободная трасса, давно такого не случалось! Гонка будет очень непростой. В квалификации я чувствовал себя комфортно и выжимал из машины всё, на что она способна, но в гонке нужно контролировать темп, а на дистанции потребуется гораздо больше сил. В Формуле 1 мне не доводилось выступать в таком невероятном ритме, но я приложу максимум усилий, а там посмотрим, что получится.
Вопрос: (Пол ди Реста) Макс, не знаю, переиграли ли вас Mercedes за счёт тактики с тремя попытками в финальной сессии, но вы уступили им совсем немного. В пятницу ваша машина была быстра на длинной серии, что обещает интересное сражение в гонке, не так ли?
Макс Ферстаппен: Мы хорошо провели квалификацию. Здесь довольно короткий круг, мало поворотов, и я доволен третьей позицией. Сегодня я старался оказаться как можно ближе к Mercedes, и результаты действительно более плотные, чем обычно, но это вполне ожидаемо, учитывая конфигурацию трассы.
Завтра я стартую на других шинах, чем Mercedes, так что должно быть достаточно интересно. Посмотрим, как этот выбор повлияет на результат. Нам нечего терять – посмотрим, что получится.
Вопрос: (Пол ди Реста) Вы стартуете с чистой стороны трассы, притом на первых метрах у вас будет преимущество более мягких шин. Джордж не привык стартовать из первого ряда, и вы наверняка попытаетесь этим воспользоваться, чтобы сразу навязать борьбу Валттери, верно?
Макс Ферстаппен: На старте возможно всё, что угодно. Завтра узнаем. Я с нетерпением жду гонку. На этой трассе очень плотные результаты, предстоит проехать много кругов в гонке, разобраться с трафиком – просто не будет.
Вопрос: Валттери, примите поздравления! Для вас это четвертый поул в сезоне и шестнадцатый в карьере. Сражение в квалификации было плотным, отрывы оказались минимальными, но вы опередили всех и наверняка очень довольны?
Валттери Боттас: В пятницу мне было непросто, но сегодня машина намного лучше меня слушалась. По ходу сегодняшней тренировки я постепенно прибавлял в скорости и начал квалификацию с очень хорошим настроем. Немного досадно, что в заключительной попытке я не сумел улучшить свой результат, но здорово, что удалось удержать поул! На этой трассе отрывы просто не могут быть большими, разница получилась минимальной. Джордж сработал здорово, прибавлял от сессии к сессии – хорошо, что мы с ним обеспечили команде весь первый ряд!
Вопрос: До квалификации все говорили о том, насколько непростой может быть ситуация с трафиком. Как всё получилось на самом деле?
Валттери Боттас: Лично у меня не возникло больших сложностей, разве что во второй сессии мне немного помешали в одной из попыток. Но это потому, что мы выезжали на шинах Medium и должны были агрессивнее атаковать на прогревочном круге.
В этот уик-энд была моя очередь выбирать, каким выезжать на попытку, я предпочел выезжать первым. В финале я опасался упереться в кого-либо из соперников, но этого, к счастью, не случилось, а моего быстрого круга оказалось достаточно для поула.
Вопрос: Джордж, вы уступили лучшему результату всего пару сотых! Насколько вы довольны своей первой квалификацией с Mercedes?
Джордж Расселл: У меня просто невероятные ощущения! В пятницу всё сложилось очень хорошо, я активно работал с командой и прибавлял с каждым кругом. Но в субботней тренировке дела шли несколько хуже, я старался проехать круг достаточно быстро, но часто допускал ошибки. После такого я посчитал бы за счастье просто выйти в финал квалификации!
Конечно, я очень доволен результатом. Валттери в этот уик-энд очень быстр, и пусть в пятницу он был не на первой строчке протокола, его реальная скорость никуда не исчезла. Мне самому было довольно непросто в кратчайший срок адаптироваться к машине, сработаться с новыми инженерами, разобраться с настройками и понять, как заставить W11 ехать очень быстро. Немного досадно упустить поул из-за нескольких сотых, но если бы неделю – да что там неделю, четыре дня назад мне сказали, что я квалифицируюсь вторым, я бы решил, что меня пытаются разыграть!
Вопрос: Насколько хорошо вам удался заключительный быстрый круг в финальной сессии?
Джордж Расселл: Он был в целом неплохим. Дело в том, что у меня с самого начала уик-энда были сложности с прохождением первого поворота. Забавно, что неделю назад в Williams я отлично с ним справлялся, а в этот раз терял там особенно много относительно Валттери.
Я не лучшим образом начинал разгон на выходе, но все остальные повороты проходил здорово – по сути, только в первом и втором не получалось сработать идеально. Уверен, когда я сравню данные телеметрии со своей машины и машины Валттери, станет понятно, что там можно было проехать намного быстрее, и это еще больше меня огорчит. В своей первой квалификации за Mercedes я всё-таки квалифицировался вторым, уступил поулу всего 0.026 секунды и, наверное, могу быть этим доволен.
Вопрос: Макс, вы показали третий результат, но наверняка рассчитывали на поул, не так ли? Вы уступили Валттери менее шести сотых секунды...
Макс Ферстаппен: Когда в финальной сессии после первой попытки я оказался в двух десятых позади Валттери, стало понятно, что зацепиться за поул будет непросто. Но всегда стараешься подобраться как можно ближе, и в целом неплохо, что я сократил отставание до шести сотых, однако в заключительной попытке у Валттери не было возможности воспользоваться слипстримом, из-за чего ему самому не удалось улучшить свой результат.
В целом на такой трассе третья позиция для нас неплохой результат. Я уже привык сидеть на пресс-конференции на этом стуле – наверное, после окончания сезона я заберу его себе, на нём очень комфортно!
Вопрос: После пятничных тренировок вы были довольны скоростью на длинной серии кругов. Полагаете, в гонке у вас получится побороться с Mercedes за победу?
Макс Ферстаппен: Завтра выясним. На старте у меня будут более мягкие шины, чем у Валттери и Джорджа, так что начало гонки обещает быть интересным, а дальше… Знаете, неделю назад мы тоже были очень быстры на длинных сериях в пятницу, но в гонке нам не хватило скорости. Посмотрим, получится ли в этот раз сработать лучше.
Вопрос: (Кристиан Менат) Макс, неделю назад вы жаловались, что в ситуации, когда вам было нечего терять, команда выбрала недостаточно рискованную стратегию. Теоретически более быстрая стратегия на гонку – стартовать на Medium, но вы всё-таки предпочли Soft. Хотите в этот раз рискнуть?
Макс Ферстаппен: Ситуация несколько иная. Мне пришлось выбрать Soft, поскольку мой круг на Medium оказался недостаточно быстрым, а в борьбе за выход в финал отрывы были минимальными. Посмотрим, что получится в гонке. Далеко не всегда нужно действовать агрессивно, но я по-прежнему считаю, что неделю назад у нас должна была быть иная стратегия. Мы сделали выводы, посмотрим, насколько хорошо сработаем в это воскресенье.
Вопрос: (Алекс Калинаускас) Вопрос для Валттери и Джорджа. Непривычно, когда в финале квалификации в Mercedes трижды выезжают на попытку. В чем причина такого подхода? Понятно, что первая попытка была на прикатанных шинах, а далее?
Валттери Боттас: Круг здесь самый короткий в сезоне, и это, пожалуй, единственная трасса, где в финальной сессии можно успеть проехать три попытки – на других автодромах просто не хватит времени. Мы рассчитывали провести все три попытки на свежих шинах Soft, но пришлось задействовать один комплект уже в первой сессии, хоть я и не был не согласен с таким решением.
Джордж Расселл: Нечего добавить, у нас была одинаковая тактика.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Джордж, как вы настраивались на этот уик-энд? Учитывая все корректировки, которые пришлось провести, и сам процесс адаптации к машине, насколько комфортно вы себя чувствовали в финале квалификации?
Джордж Расселл: Честно говоря, я оставался спокойным. Когда я ждал подтверждения, что мне действительно предстоит выступить за Mercedes, я сильно нервничал, но как только его получил, воспринял это всё как отличный шанс и успокоился. Тото Вольфф и Джеймс Ваулз так и сказали: «Отправляйся на трассу и наслаждайся, конкретных целей мы перед тобой не ставим. Если бы Льюис оказался на твоем месте в Williams, ему пришлось бы труднее, а так мы не ждем какого-то строго определенного результата. Если ты квалифицируешься в первых двух рядах, или пятым, или шестым, нас это вполне устроит, с этих позиций у тебя будут шансы заработать подиум».
Я был спокоен, но мне самому всегда хочется сработать как можно лучше. Что касается комфорта, в этом плане ситуация по-прежнему не идеальна. У меня ноет всё тело, в такой ситуации гонка станет непростым испытанием. Минувшей ночью мне даже пришлось прикладывать лёд к плечам, коленям и пальцам ног, чтобы как-то снять мышечное напряжение.
Макс Ферстаппен: Разве твоя девушка не помогает тебе расслабиться?
Джордж Расселл: Она не приехала на эту гонку.
Макс Ферстаппен: Вот досада.
Джордж Расселл: В итоге моему тренеру пришлось делать мне расслабляющий массаж. Опять же, ты не думаешь о боли, если машина по-настоящему быстра – хорошо, что с Mercedes всё именно так!
Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Джордж, перед заключительной попыткой вы отпустили Валттери на приличное расстояние. Нет ли ощущения, что вам следовало ехать чуть ближе к напарнику, чтобы воспользоваться слипстримом? Валттери, вы сказали, что не идеально проехали завершающий быстрый круг – где именно вы потеряли время?
Джордж Расселл: Конечно, мне следовало держаться ближе к Валттери, я слишком далеко его отпустил. В тот момент я смотрел в зеркала, так как думал, что в последнем повороте Макс попытается обогнать меня по внутреннему радиусу – Макс, ты попытаешься сделать это в гонке, не так ли?
В первом повороте я уже уступал своему графику почти четыре сотые. Похоже, изменилось направление ветра – наверное, это помешало и Валттери проехать быстрее. Но если бы я ехал ближе к напарнику, возможно, мой результат оказался бы лучше. Опять же, это только догадки.
Валттери Боттас: Передо мной не было другой машины, соответственно, я не мог воспользоваться слипстримом. В поворотах я был достаточно быстр, а вот на прямых скорости не хватало. Кроме того, я не лучшим образом сработал в седьмом и восьмом поворотах, а еще на выходе из десятого. На этой конфигурации сложно собрать всё воедино, но хорошо, что моего результата хватило для поула.
Вопрос: (Эдд Стро) Джордж, не могли бы вы рассказать подробнее о тех сложностях, с которыми вами пришлось иметь дело в первом повороте? В чем именно была проблема? Похоже, вам не удавалось оптимальным образом направить машину в поворот. Неделю назад в Williams вы отлично там справлялись – возможно, машина Mercedes ведет себя иначе, и вам трудно к этому адаптироваться?
Джордж Расселл: На апексе мне приходилось бороться с недостаточной поворачиваемостью, а когда я нажимал на педаль газа, машина норовила уйти в занос. Стиль пилотажа, который помогал мне неделю назад в Williams, с Mercedes на работает – он сильно отличается от того, как пилотируют Валттери и Льюис. У W11 гораздо больше сцепления с трассой, что позволяет мне быть быстрее на входе в поворот, но дальше начинаются сложности. Меня приятно удивило то, как инженеры подсказывали мне, за счёт чего можно проехать быстрее – в этом плане Mercedes задает стандарты работы. Они помогли мне добиться прогресса во многих моментах, правда, до оптимума мне еще далеко. Опять же, это новая для всех трасса, я всего день работал с машиной, так что результат неплохой.
Вопрос: (Фил Дункан) Джордж, в воскресенье у вас есть шанс выиграть гонку. Была ли у вас возможность помечтать о победе, представить, как это всё может быть? В начале уик-энда вы говорили, что надеетесь побеседовать с Льюисом Хэмилтоном – разговор состоялся?
Джордж Расселл: В четверг или пятницу – не помню точно – я получил сообщение от Льюиса. Он пожелал мне успеха и попросил бережно относиться к его машине – с этой задачей я пока неплохо справляюсь!
Нет, я не представлял себе, как всё может быть в случае моей победы. Конечно, было бы здорово подняться на подиум, но мне как гонщику хочется, прежде всего, сработать на пределе собственных возможностей. Когда в Williams мне удавалось квалифицироваться четырнадцатым, я был на седьмом небе от счастья, поскольку знал, что выложился полностью. Так что в гонке радость или огорчение будут целиком зависеть от моего собственного ощущения, насколько хорошо или плохо я сработал. Не важно, будет это победа, третье, пятое или какое-то другое место. У меня нет конкретных ожиданий. Я открыт любым сценариям, но всё-таки надеюсь на лучшее.
Вопрос: Джордж, если говорить об одном быстром круге, в каком аспекте разница между Williams и Mercedes особенно велика?
Джордж Расселл: Сложно сказать, поскольку новая конфигурация трассы довольно своеобразная. Её второй сектор очень непростой, но машина Mercedes с ним отлично справляется, поскольку она безупречна практически во всем: в эффективности тормозов, прижимной силе и стабильности – я и представить себе не мог, что она способна настолько здорово справляться с кочками в седьмом повороте! Похоже, W11 быстрее любой другой машины, этот тот уровень, к которому стремятся все в Формуле 1. Специалисты Mercedes в Брэкли и Бриксуорте работают по-настоящему здорово.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Вопрос ко всем. Джордж, вы сказали, что специалисты Mercedes отлично справляются со своей работой. Сейчас многие задаются вопросом, так уж ли необходим Mercedes дорогостоящий Льюис Хэмилтон, чтобы завоевывать первый ряд в квалификации, а в гонке побеждать дублем. Каким был бы ваш ответ?
Макс Ферстаппен: Конечно, Льюис нужен Mercedes, поскольку даже в самой непростой ситуации он способен сработать безупречно и выручить команду за счёт собственного мастерства и таланта. Потому он и семикратный чемпион мира.
Валттери Боттас: Я не руководитель команды, но если бы им был, то, конечно, постарался бы заполучить двух быстрейших гонщиков. Хорошо, что я гонщик, и мне не нужно думать о подобных вещах.
Джордж Расселл: Как сказал Макс, гонщики вроде Льюиса способны показать результат даже в условиях колоссального прессинга. Льюис отлично справляется даже в непростых обстоятельствах, он суперзвезда Формулы 1, и если бы я был на месте Тото Вольффа, мне бы хотелось, чтобы такой гонщик выступал за мою команду.
Вопрос: (Эндрю Бенсон) Джордж, что в этот уик-энд с Mercedes произвело на вас наибольшее впечатление?
Джордж Расселл: Отличная кухня! Ох, теперь я чувствую себя неловко – в Williams тоже хорошо готовят!
Макс Ферстаппен: Видимо, вопрос был в целом об уик-энде…
Джордж Расселл: Знаете, невозможно выделить что-то одно – видимо, по этой причине Mercedes доминируют в Формуле 1. Их преимущество не объясняется каким-то конкретным фактором, они просто безупречны во всём.
Валттери Боттас: Кроме кофе. У нас подают Nespresso.
Джордж Расселл: Согласен, кроме кофе.
Валттери Боттас: Да, над этим нужно поработать.
Макс Ферстаппен: Валттери, я слышал, ты разбираешься в кофе, подскажи команде!
Валттери Боттас: Я стараюсь помогать команде во всем, активно участвую во всех брифингах. Да, нужно подсказать и насчёт кофе!
Вопрос: (Скотт Митчелл) Джордж, подготовка к этому уик-энду потребовала немалых усилий от вас и Mercedes. В какой мере вы сами руководили этим процессом, чтобы всё вокруг в наибольшей степени соответствовало вашим предпочтениям? И насколько полезно для вас поработать со столь опытным гоночным инженером, как Петер Боннингтон?
Джордж Расселл: В Mercedes постарались организовать для меня полноценную подготовку. Мне помогал не только Петер, но еще четыре или пять инженеров и все механики. В пятницу мы до поздней ночи корректировали положения сидения, настраивали сцепление, повторяли все процедуры. Мы все чувствуем усталость от нехватки сна, так как закончили работу в три или четыре часа утра. Притом парни еще до рассвета снова были на своих местах! Понимаю, они давно работают с Льюисом, привыкли к нагрузкам, но я всё-таки поинтересовался, как они себя чувствуют. В ответ прозвучало: «Слушай, мы просто хотим выиграть эту гонку». Думаю, эта фраза лучше всего характеризует настрой команды Mercedes.
Вопрос: (Алекс Калинаускас) Джордж, в какой мере вам пришлось забыть о том, что вы делали в Williams еще неделю назад? Было ли нечто такое, что – наоборот – помогло вам, когда вы оказались в Mercedes?
Джордж Расселл: Я справился бы лучше, если бы вовсе не гонялся в Бахрейне в предыдущий уик-энд. Всю ту неделю я тренировался тормозить в конкретной точке, начинать поворот в конкретной точке, но с машиной Mercedes всё совершенно иначе!
Еще требовалось запомнить все процедуры, выучить иное расположение кнопок и переключателей. В первой тренировке я часто нажимал не на те кнопки и даже в квалификации в какой-то момент случайно переключился на нейтральную передачу. В Williams об этом думать не приходится, там я давно освоился. В Mercedes я стараюсь оптимизировать по себя всё, что можно, чтобы облегчить себе задачу. Мы с инженерами проделали большую работу, но нужно провести несколько гонок, чтобы во всём разобраться. Тото, пожалуйста, дай мне такой шанс!
Перевод: Валерий Карташев