Разделы сайта
Свежие новости
Росберг надеется, что в Имоле Перес и Боттас смогут вмешаться в борьбу Хэмилтона и Ферстаппена
Алексей Попов: Главное в том, что Эллисон уходит с поста технического директора
В этом году Леклеру не пришлось менять свой стиль пилотирования
Полезные статьи
Образовательные экскурсии для студентов в автомузее «Автомобили мира»
Залог автомобиля − быстрый способ решить финансовые проблемы
Про выбор автомобиля: практичные советы для будущих владельцев
На какой автомобиль можно оформить полис КАСКО
Детейлинг в Минске — искусство ухода за автомобилем
Хороший автомобиль в Челябинске
Почему в 41 год Кими еще нужен командам Формулы 1? И зачем Ф1 нужна ему самому? Ищем ответы в разговоре с Айсменом
Сегодня в Варшаве пройдет презентация команды Alfa Romeo (она начнется в 14:00 по московскому времени). Уже третий сезон в составе коллектива проведет Кими Райкконен, которому в октябре исполнится 42 года. Этот материал был написан после прошлогоднего Гран При Айфеля, где финн а) стал самым опытным гонщиком Формулы 1, б) пообщался с нашим коллегом Калинаускасом один на один. Тогда мы его опубликовали, но сейчас, накануне старта то ли последнего, то ли очередного сезона Кими в чемпионате мира, он стал даже актуальнее...
Заслуживает ли 40-летний спортсмен места в турнире, куда пытается пробиться множество очевидно талантливых юниоров? Справедливо ли, что гонщик, набравший 2 очка за 11 гонок, сохранил свое место в команде? Достаточно ли одной победы за семь последних лет, 21-й выигранной за карьеру гонки и одного титула, чтобы называть человека легендой?
Но тут важнее ответить на еще один вопрос: волнует ли это все Кими Райкконена? Конечно, нет. Райкконен, которого зовут Айсменом, всю свою карьеру выстроил на спокойствии и даже расслабленности. Это его ниша – и то, что сделало его культовой фигурой (впрочем, завоеванный 13 лет назад титул наверняка помог). Кими говорит, что думает – и не задумывается над тем, кто его в эти моменты слушает.
Впрочем, теперь Райкконен не просто экс-чемпион со специфическим характером – но еще и самый опытный пилот в истории Ф1. И хотя количество не всегда переходит в качество, гонщики, ранее носившие этот титул – не такая плохая компания… Среди них есть, к примеру, Хуан Мануэль Фанхио и Грэм Хилл…
Но само собой, для финна все это не слишком важно. «Если бы кто меня спросил, сколько гонок я проехал и больше это или меньше, чем у других пилотов – я бы не смог ответить, – заявил нам Кими незадолго до того, как стал обладателем рекорда. – Никогда не занимался подсчетами».
В своей первой гонке Ф1 – Гран При Австралии 2001 года – Райкконен стартовал в возрасте 21-го года, будучи действующим чемпионом британской Формулы Renault и имея за спиной всего два сезона выступлений в формулах. В квалификации он стал 13-м, в гонке добрался до 7-го места – а в итоге стал 6-м и набрал первое очко, когда один из пилотов получил штрафные секунды уже после финиша.
«Да, это было неплохо, – вспоминает Райкконен. – Тогда было много разговоров о моей суперлицензии… Я все время считал, что у тебя либо она есть, либо ее нет. Но потом начались разговоры, что мне ее дали то ли на две гонки, то ли на три гонки… Хотя в целом это меня мало волновало.
Все было по-новому – начиная с поездки в Австралию, где я до этого, конечно, никогда не был. Но все было здорово – мне кажется, ту гонку мы могли бы проехать еще лучше… Но очко в первой же гонке – есть основания быть довольным. Хотя момент, когда уик-энд наконец закончился и можно было расслабиться, тоже был приятен».
После этого Райкконен проехал еще больше трехсот гонок, 18 раз был на поуле, одержал 21-у победу, больше 80-ти раз поднимался на подиум. Он выступал за легендарные команды – McLaren и Ferrari – и в 2007 году смог увести титул из-под носов Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона, которые управляли самыми быстрыми машинами, но соперничали друг с другом. Были «пробы пера» в мировом ралли и NASCAR во время паузы, которая продлилась два года.
За все это время Ф1 изменилась – точнее, менялась не раз. Кими застал сезон 2005 года, когда от старта до финиша надо было ехать на одном комплекте резины. Резкое снижение уровня прижимной силы в 2009-м, переход на быстро изнашивающиеся шины в 2011-м, начало гибридной эры в 2014-м, подъем уровня прижимной силы в 2017-м... В момент дебюта Кими в Ф1 очки получали только 6 пилотов и победителю доставалось только 10 баллов, сейчас очковая зона состоит из 10 строчек и за победу в гонке дают 25 очков… А вот сам Кими отказывается меняться.
«Не думаю, что меняется то, как управляешь машиной. Твоя манера езды остается той же. Конечно, правила меняются, машины меняются. Но важнее скорее то, насколько хорош твой болид. Чем быстрее машина, тем легче ей управлять, тем меньше надо под нее подстраиваться.
Думаю, заметнее всего разница между ситуацией, когда сейчас все ездят на Pirelli – и временами шинных войн. Мы тогда постоянно тестировали покрышки – могли за день опробовать 30 комплектов. После чего команда говорила: так, для передних шин нам нужны вот такие структурные характеристики, а для задних – вот такие.
Сейчас мы, конечно, тоже активно занимаемся настройками – но тогда у процесса настроек как будто было другое измерение. И наши конкуренты тоже могли выбирать из 20-ти, а то и 30-ти разных вариантов. Возни со всем этим было много, но было интересно».
Победа Райкконена в чемпионате 2007 года была яркой и запоминающейся – однако если задуматься, на фоне таланта Кими и количества проведенных им в Ф1 лет этого как бы маловато. Расклад сил был неплохим для Кими в 2003 и 2005 годах. В первом случае самой быстрой комбинацией были Михаэль Шумахер и Ferrari F2003-GA (6 побед против всего одной у финна) – но Райкконену удавалось раз за разом финишировать на втором месте и благодаря этому бороться за титул до последней гонки, в итоге уступив немцу всего 2 очка. В 2005 году Кими одержал те же 7 побед, что и ставший чемпионом Алонсо, но подвела ненадежность мотора Mercedes – из-за сходов и потерь позиций на стартовой решетке финн уступил испанцу больше 20-ти очков.
Но похоже, отсутствие пары «лишних» титулов не особо расстраивает Кими: «Честно сказать, в 2003 году у нас было слишком много удачных гонок. По-хорошему, мы не должны были так часто оказываться на подиуме – но каким-то образом у нас получалось выжимать из машины максимум и не отпускать Ferrari далеко в общем зачете. В 2005 году, наоборот, неудачных гонок было многовато. Машина была быстрой – но все эти поломки и штрафы…
Однако в конце концов нет разницы, стал ты чемпионом один раз или пять. Была хорошая борьба – и один раз я вышел из нее победителем. Неплохо…»
Есть разные причины, по которым пилоты не хотят покидать Ф1. Кого-то привлекают машины – может быть, самые совершенные в мире – и те возможности, которыми эти машины обладают на гоночной трассе. Для кого-то смыслом жизни становится доказать, что он не лишний в рядах лучших из лучших. Кого-то радуют большие деньги. У Райкконена, конечно, все по-своему.
«Формула 1 никогда не была для меня самым главным в жизни. Конечно, она занимает больше всего времени в моей жизни. И конечно, во время гоночных уик-эндов, я все время думаю о том, как можно улучшить машину и сделать ее быстрее. Это какая-то бесконечная история, которая длится из года в год.
Но когда я возвращаюсь домой, то переключаюсь на совсем другую жизнь – и в ней Формулы 1 уже нет. Конечно, я занимаюсь всеми этими тренировками, но чем-то похожим занимаются и самые обычные люди. Думаю, именно поэтому я до сих пор получаю удовольствие от Ф1. Вот если бы я думал о гонках 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, тогда наверняка меня в чемпионате уже не было бы.
Кто-то может сказать, что это неправильный подход. Но в моем случае он работает – какой тогда смысл прислушиваться к чужому мнению? Тем более, что такой подход помогает мне сохранять мотивацию и радоваться гонкам. Я по-прежнему делаю все, что требуется от гонщика Формулы 1, и выкладываюсь на максимум.
С годами этот подход не меняется. Раньше у меня не было семьи, теперь есть – но все происходит как раньше. Я приезжаю домой, занимаюсь тем, что делают все обычные люди – а потом прилетаю на гонки и делаю свою работу».
Но что же в итоге мотивирует Кими оставаться в Формуле 1 так долго? Вряд ли это победы – ведь за рулем Alfa Romeo пересечь линию финиша первым, по большому счету, нет. Чувствовать себя членом элитного клуба – это тоже не про Кими, особенно в 41 год. Остается удовольствие от езды на быстрых машинах – но не только оно.
Райкконен очень редко об этом говорит, да и болельщики нечасто обращают на это внимание – однако очевидно, что Кими ловит кайф от процесса доведения машины до ума. Может быть, он не остается с механиками в гараже до позднего вечера – но можно вспомнить, как в 2019 году он рисовал на первом подвернувшемся под руку куске бумаги схемы доработки педального узла.
Эта страсть, как выясняется, присуща Райкконену с детства: «Когда мы были детьми, родители не были против, чтобы мы с братом делали что-то с помощью сварочного аппарата и другой техники. Иногда, правда, они жалели об этом – когда, к примеру, мы ради кое-каких запчастей разобрали мамин велосипед.
Поэтому да, я до сих пор не боюсь испачкать руки и сделать что-то самостоятельно. Было бы интересно уделять этому побольше времени, но с семьей это уже сложно. Вряд ли меня поймут, если я запрусь в гараже и буду там ковыряться часов пять».
Райкконен слишком необычен для Формулы 1 – и логично, что она не хочет отпускать Кими. С другой стороны, заинтересованность Райкконена в продолжении своей карьеры тоже очевидна. Трудно представить, что такой богатый человек так долго занимается тем, что ему не нравится. Тем более, что Кими умеет выстраивать вокруг себя правильную атмосферу – в частности, подбирая правильное окружение.
С Кими по-прежнему работает Стив Робертсон, организовавший первые тесты финна в Sauber в сентябре 2000 года. Сотрудничество с нынешним физиотерапевтом Марком Арноллом («больше всего похожее на дружбу, если говорить о людях из Ф1») началось в 2002 году – почти 20 лет назад. В свое время в процессе перехода в Lotus финн сманил туда гоночного инженера Марка Слейда, с которым работал в McLaren. А Жюльен Симон-Шотан, который был в Lotus инженером-телеметристом Кими, потом «всплыл» в Alfa Romeo в роли гоночного инженера финна.
Если Кими что-то делает, он явно делает это не через силу, не ради пенсионного фонда внуков или других бытовых причин. Взять хотя бы его возвращение в Формулу 1 после паузы, которое принесло 3-е место в чемпионате за рулем Lotus. Разве люди ездят так из-под палки?
Если перечислить все эти факты, как-то сам собой отпадет вопрос, зачем Alfa Romeo (а точнее – Sauber, ведь в случае с Кими менеджеры швейцарской команды сами принимали решение, а не выполняли пожелание Ferrari) два года назад наняла 39-летнего пилота. И позже в Хинвиле явно не пожалели об этом контракте. Райкконен тоже не пожалел. Жалеть – это вообще как-то не в его стиле.