ЧТЗ

  Т-170

    
Челябинский тракторный завод - крупная машиностроительная компания по разработке и производству промышленных тракторов и двигателей к ним, располагающая большим технологическим и производственным потенциалом. Высококвалифицированные кадры инженеров и рабочих способны решать сложные задачи конструирования, испытания и постановки на серийное производство новой техники. Сегодня завод выпускает машины для нефте-, газодобывающей, горнорудной, строительной и других отраслей промышленности. Продукция ЧТЗ пользуется спросом на российском и международном рынке.

Предприятие награждено орденом Ленина (1971), орденом Трудового Красного Знамени (1983), орденом Кутузова 1-й степени (1945), орденом Красной Звезды (1944). Орденом Ленина награждены опытный завод (1944) и конструкторское бюро по дизелям (1945). 12 тракторостроителей удостоены звания Героя Социалистического труда.

День рождения тракторного - 1 июня 1933 года, когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы "Сталинец-60" (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе. Со дня пуска Челябинский тракторный остается основным производителем мощных гусеничных тракторов в России. Везде, где решались задачи государственного значения, где проходил передний край битвы за новое, работали и работают машины ЧТЗ.

1936 год. Труднейший экзамен выдержали наши тракторы, приняв участие в двух грандиозных экспедициях: "Снежный поход" - пройдя две тысячи километров по суровой февральской Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.

Май 1937 года. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой - дипломом "Гран-при". 20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора "Сталинец-65" (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. Мы первыми в стране освоили выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.

1939 год. ЧТЗ освоил выпуск боевой техники - артиллерийского тягача "Сталинец-2" (С-2) мощностью 105 лошадиных сил.

1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода, и 12-плунжерного топливного насоса "ТН-12" для авиационных двигателей тяжелых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 году государственной комиссией был принят первый челябинский танк.

30 марта 1940. С конвейера сошел 100000 трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил, или десяти Днепрогэсом.

В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске и, вместе с семью частично или полностью передислоцированными к нам предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее названный народом Танкоградом. В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысяч танковых дизельмоторов, 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

Танкоградом было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамена Государственного Комитета Обороны (ГКО) за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.

5 января 1946 года собран первый послевоенный "Сталинец-80" (С-80), с кабиной закрытого типа, а с 12 июля 1946 года началось его массовое производство. Эта машина нашла широкое применение в различных отраслях народного хозяйства: Волго-Донской судоходный канал - более половины земляных работ выполнено нашими тракторами. Машины ЧТЗ были широко использованы при распашке целинных и залежных земель.

Пески Кара-Кумов и ледяные просторы Антарктиды. ... На всех континентах планеты трактор с эмблемой ЧТЗ - это поистине на все руки мастер - работает на строительстве новых дорог, городов и гидростанций, на прокладке нефте- и газопроводов, на осушении болот и обводнении пустынь.

20 июня 1958 год - заводу было возвращено его историческое имя - Челябинский тракторный завод. Серийно выпускается - трактор С-100. Эта машина отмечена золотой медалью международной выставки в 1961 году.

Январь 1961 год. Запущен в серийное производство дизельэлектрический трактор ДЭТ-250, мощностью 310 лошадиных сил. На его счету три золотых медали различных международных выставок: 1960, 1965, 1966 годов.

9 октября 1963 года с главного конвейера сошел первый серийный трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. В 1968 году на международной выставке он награжден золотой медалью. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т.д.) были разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году мы выпускали 22 варианта трактора Т-100М.

В конце 60-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-130 начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение. 26 мая 1970 года строительство и реконструкция ЧТЗ были объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

10 ноября 1971 года создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение "Челябинский тракторный завод имени В.И. Ленина".

6 августа 1982 года на северном склоне Эльбруса на двухкилометровой высоте, где проходил высокогорный фронт Великой отечественной войны, установлен обелиск в основании которого находятся части изувеченного трактора С-60, применявшегося в качестве военного тягача.

1 июня 1983 года, к золотому юбилею ЧТЗ, на предзаводской площади установлен на постамент первый трактор С-60 - первая советская гусеничная машина, и был собран первый в мире сверхмощный энергонасыщенный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва.

3 ноября 1984 года заводом изготовлен миллионный трактор с маркой ЧТЗ.

Март 1988 год - тракторостроители приступили к производству трактора Т-170, оснащенного модернизированным дизельным двигателем. В этом году завод достиг максимальной производительности по выпуску тракторов: с конвейеров сошло 31,5 тысячи машин.

Сегодня ЧТЗ предлагает потребителю инженерные машины (тракторы, бульдозеры, рыхлители,) на базе тракторов Т-170, Т-10, ДЭТ-250 с механической, гидромеханической и электромеханической трансмиссией, варианты машин в северном исполнении, трубоукладчики грузоподъёмностью 12,5 и 20 тонн, погрузчики грузоподъёмностью 4,5 тонны, тракторы с тяговой лебедкой и буровые установки, дизельные двигатели мощностью от 12 до 1000 лошадиных сил; дизель-генераторные установки мощностью 100 кВт для автономного энергообеспечения; запасные части к тракторам ЧТЗ. Завод выпускает товары народного потребления, в их числе: универсальный колесно-гусеничный мини-трактор "Уралец" (12 л.с.); коммунальную машину Т-02.03.2 и другие товары.