ЗИЛ

  ЗИЛ-130 (431410)
  ЗИЛ-131
  ЗИЛ-133ГЯ
  ЗИЛ-433100
  ЗИЛ-433360
  ЗИЛ-442160
  ЗИЛ-494560
  ЗИЛ-5301
  ЗИЛ-325000

    
Акционерное московское общество "Завод имени И.А. Лихачева" (АМО ЗИЛ), старейший автомобильный завод России, был основан 2 августа 1916 г. 27 февраля 1916 г. (по старому стилю) между торговыми домами "Кузнецов", "Рябушинские и Ко" и Главным военно-техническим управлением был заключен договор. Директором будущего автомобильного завода стал Дмитрий Дмитриевич Бондарев - помощник директора "Руссо-Балта", крупный инженер того времени. Над проектом завода вместе с Д.Д. Бондаревым трудилась группа инженеров, многие из которых были также социалистами с "Руссо-Балта".

Вслед за инженерами к Рябушинским потянулись мастера и квалифицированные рабочие. Имеющийся опыт изготовления автомобилей специалистами "Руссо-Балта" был передан московскому автозаводу "АМО".

Было принято решение за основу взять автомобиль итальянской фирмы "Фиат". В Турине был заключен договор, по которому фирма "Фиат" давала Рябушинским право на производство в России полуторатонки и легкового автомобиля. Завод, который сначала должен был выпускать 1,5 тыс. автомобилей в год, а затем и 3 тыс. машин, предполагалось построить за год. Однако первая мировая война, последовавшая за ней революция, гражданская война помешали закончить строительство в срок. К октябрю 1917 г. смогли выполнить лишь две трети строительных работ.

С 1919 г. заводу пришлось прейти исключительно на ремонт изношенных автомобилей и мотоциклов, поступавших со всех концов страны. Помимо ремонта грузовых автомобилей, тракторов, мотоциклов АМО в январе 1920 г. получило задание на изготовление двигателей для первых советских танков. С февраля по июль 1920 г. АМО собрало 24 двигателя рабочим объемом 4,08 л и мощностью 35 л. с. Таким образом, в начале 20-х годов завод вплотную подошел к изготовлению автомобилей.

Пришло время начинать выпуск и собственных машин. К подготовке производства полуторатонных грузовых автомобилей АМО-Ф-15 завод приступил в январе 1924 г. Главным конструктором был назначен Владимир Иванович Ципулин (1882-1937 гг.). Требовалось переработать чертежи, изготовить оснастку и инструмент.

В марте 1924 г. ЦУГАЗ подписал соглашение с Главметаллом на выпуск новых полуторатонных грузовых автомобилей типа "Фиат". 15 марта 1924 г. директор завода Г.Н.Королев издал приказ о начале подготовительных работ по производству грузовых автомобилей.

Первая машина АМО-Ф-15 была собрана слесарями под руководством бригадира Николая Степановича Королева в ночь на 1 ноября 1924 г. Днем 6 ноября закончили сборку последнего десятого автомобиля. Все автомобили АМО-Ф-15 были выкрашены в красный цвет.

На машине был установлен четырехцилиндровый двигатель с зажиганием от магнето и водяным охлаждением. Для прохождения воздуха через радиатор использовался маховик, спицам которого была придана форма лопастей вентилятора. Обязательным условием нормальной работы системы охлаждения было плотное прилегание боковин капота к каркасу. Четырехступенчатая коробка передач располагалась отдельно от двигателя, рычаг переключения передач находился за правым бортом кабины (рулевое колесо на автомобиле АМО-Ф-15 размещалось справа). Механические колодочные тормозные механизмы действовали только на задние колеса. Балка заднего моста и кожух карданного вала составляли один узел. Машина не имела электростартера, освещения, звукового сигнала и воздушного фильтра. Пуск двигателя производился рукояткой, для освещения служили ацетиленовые фонари, а звуковые сигналы подавались рожком с резиновой грушей.

Первоначально автомобиль АМО-Ф-15 был точной копией автомобиля Фиат-15-тер. Однако уже образцы 1924 г. заметно отличались от прототипа. Конструкторы машины во главе с В.И. Ципулиным уменьшили диаметр маховика, чтобы он не цеплялся за неровности дороги, изменили форму радиатора - его площадь увеличили, чтобы двигатель "не кипел" на затяжных подъемах или при езде по грязи, песку. Вместо рассыпающихся деревянных колес со спицами автомобиль оборудовали штампованными дисковыми колесами, установили карбюратор Зенит-42, изменили расположение бензинового бака, форму подножек.

Во второй серии (выпуска 1927-1928 гг.) у кабины появились жесткая крыша, боковина, задняя стенка, защищающая от непогоды; рычаги стояночного тормоза, переключения передач были перенесены в кабину; упрощен рулевой механизм, шестидисковое сухое сцепление заменено "мокрым" с 28 парами дисков. В третьей серии (1928-1931 гг.) имелись : электростартер, звуковой сигнал и освещение; упрощена подача бензина в карбюратор: вместо вакуум-аппарата применена подача бензина самотеком (бензиновый бак из-под сиденья был перенесен на щит передка).

Для проверки автомобилей на прочность три автомобиля АМО-Ф-15 из первой десятки 25 ноября 1924 г. были отправлены в испытательный пробег, протяженностью 2000 км по маршруту Москва - Ленинград - Смоленск - Москва. Они блестяще выдержали экзамен, побив рекорд грузовых пробегов, и открыли новую страницу советского автостроения. В 1926 г. был проведен Всесоюзный испытательный пробег по маршруту Ленинград -Москва - Курск - Москва протяженностью 1635 км. Результаты испытаний показали, что машины АМО-Ф-15 не уступают машинам ведущих иностранных фирм.