Акционерное московское общество "Завод имени И.А. Лихачева" (АМО ЗИЛ), старейший автомобильный завод России, был основан 2 августа
1916 г. 27 февраля 1916 г. (по старому стилю) между торговыми домами "Кузнецов", "Рябушинские и Ко" и Главным военно-техническим
управлением был заключен договор. Директором будущего автомобильного завода стал Дмитрий Дмитриевич Бондарев - помощник директора
"Руссо-Балта", крупный инженер того времени. Над проектом завода вместе с Д.Д. Бондаревым трудилась группа инженеров, многие из которых
были также социалистами с "Руссо-Балта".
Вслед за инженерами к Рябушинским потянулись мастера и квалифицированные рабочие. Имеющийся опыт изготовления автомобилей
специалистами "Руссо-Балта" был передан московскому автозаводу "АМО".
Было принято решение за основу взять автомобиль итальянской фирмы "Фиат". В Турине был заключен договор, по которому фирма
"Фиат" давала Рябушинским право на производство в России полуторатонки и легкового автомобиля. Завод, который сначала должен
был выпускать 1,5 тыс. автомобилей в год, а затем и 3 тыс. машин, предполагалось построить за год. Однако первая мировая
война, последовавшая за ней революция, гражданская война помешали закончить строительство в срок. К октябрю 1917 г. смогли
выполнить лишь две трети строительных работ.
С 1919 г. заводу пришлось прейти исключительно на ремонт изношенных автомобилей и мотоциклов, поступавших со всех концов
страны. Помимо ремонта грузовых автомобилей, тракторов, мотоциклов АМО в январе 1920 г. получило задание на изготовление
двигателей для первых советских танков. С февраля по июль 1920 г. АМО собрало 24 двигателя рабочим объемом 4,08 л и мощностью
35 л. с. Таким образом, в начале 20-х годов завод вплотную подошел к изготовлению автомобилей.
Пришло время начинать выпуск и собственных машин. К подготовке производства полуторатонных грузовых автомобилей АМО-Ф-15
завод приступил в январе 1924 г. Главным конструктором был назначен Владимир Иванович Ципулин (1882-1937 гг.). Требовалось
переработать чертежи, изготовить оснастку и инструмент.
В марте 1924 г. ЦУГАЗ подписал соглашение с Главметаллом на выпуск новых полуторатонных грузовых автомобилей типа "Фиат".
15 марта 1924 г. директор завода Г.Н.Королев издал приказ о начале подготовительных работ по производству грузовых автомобилей.
Первая машина АМО-Ф-15 была собрана слесарями под руководством бригадира Николая Степановича Королева в ночь на 1 ноября
1924 г. Днем 6 ноября закончили сборку последнего десятого автомобиля. Все автомобили АМО-Ф-15 были выкрашены в красный
цвет.
На машине был установлен четырехцилиндровый двигатель с зажиганием от магнето и водяным охлаждением. Для прохождения воздуха
через радиатор использовался маховик, спицам которого была придана форма лопастей вентилятора. Обязательным условием нормальной
работы системы охлаждения было плотное прилегание боковин капота к каркасу. Четырехступенчатая коробка передач располагалась
отдельно от двигателя, рычаг переключения передач находился за правым бортом кабины (рулевое колесо на автомобиле АМО-Ф-15
размещалось справа). Механические колодочные тормозные механизмы действовали только на задние колеса. Балка заднего моста
и кожух карданного вала составляли один узел. Машина не имела электростартера, освещения, звукового сигнала и воздушного
фильтра. Пуск двигателя производился рукояткой, для освещения служили ацетиленовые фонари, а звуковые сигналы подавались
рожком с резиновой грушей.
Первоначально автомобиль АМО-Ф-15 был точной копией автомобиля Фиат-15-тер. Однако уже образцы 1924 г. заметно отличались
от прототипа. Конструкторы машины во главе с В.И. Ципулиным уменьшили диаметр маховика, чтобы он не цеплялся за неровности
дороги, изменили форму радиатора - его площадь увеличили, чтобы двигатель "не кипел" на затяжных подъемах или при езде по
грязи, песку. Вместо рассыпающихся деревянных колес со спицами автомобиль оборудовали штампованными дисковыми колесами,
установили карбюратор Зенит-42, изменили расположение бензинового бака, форму подножек.
Во второй серии (выпуска 1927-1928 гг.) у кабины появились жесткая крыша, боковина, задняя стенка, защищающая от непогоды;
рычаги стояночного тормоза, переключения передач были перенесены в кабину; упрощен рулевой механизм, шестидисковое сухое
сцепление заменено "мокрым" с 28 парами дисков. В третьей серии (1928-1931 гг.) имелись : электростартер, звуковой сигнал
и освещение; упрощена подача бензина в карбюратор: вместо вакуум-аппарата применена подача бензина самотеком (бензиновый
бак из-под сиденья был перенесен на щит передка).
Для проверки автомобилей на прочность три автомобиля АМО-Ф-15 из первой десятки 25 ноября 1924 г. были отправлены в
испытательный пробег, протяженностью 2000 км по маршруту Москва - Ленинград - Смоленск - Москва. Они блестяще выдержали
экзамен, побив рекорд грузовых пробегов, и открыли новую страницу советского автостроения. В 1926 г. был проведен Всесоюзный
испытательный пробег по маршруту Ленинград -Москва - Курск - Москва протяженностью 1635 км. Результаты испытаний показали,
что машины АМО-Ф-15 не уступают машинам ведущих иностранных фирм.
|