УМЗ

  УМЗ-4215
    



Осенью 1941 года, в Ульяновск была эвакуирована часть цехов Московского автомобильного завода им. Сталина. Уже в конце апреля 1942 года была собрана первая машина, "трехтонка" ЗИС-5. Всего таких машин, не считая сборки импортных "Студебеккеров", было выпущено на территории нашего предприятия более 7 тысяч.

Осенью 1942 года в механосборочном цехе №3 началось освоение производства стационарных малолитражных двигателей с водяным охлаждением Л 3/2 мощностью 3 л.с., применявшихся на фронте для создания подвижных электростанций, освещения блиндажей, полевых госпиталей, зарядки аккумуляторов. Чугунные детали для двигателей отливались в цехе №5, который был организован на базе местного чугунолитейного завода "Металлист".

6 сентября 1944 года Приказом наркома среднего машиностроения из состава Ульяновского автозавода был выделен Ульяновский завод малолитражных двигателей, который остался на этой территории, а в Засвияжье началось строительство цехов для производства автомобилей.

В 1948 г. УЗМД впервые работал без государственной дотации и стал рентабельным предприятием. В начале 50-х годов конструкторами завода была спроектирована новая модель малолитражного двигателя с воздушным охлаждением УД - "Ульяновский двигатель". С 1955 году начался серийный, а с 1959 г. массовый выпуск двигателей УД-1 и УД-2 мощностью 4 и 6 л.с.

В 1959 году были выпущены первые лодочные моторы "Стрела" мощностью 5 л.с., в 1965 году их сменили более совершенные лодочные моторы "Ветерок-8" (8 л.с.), разработанные заводскими конструкторами, а с 1967 г. начали выпускаться моторы "Ветерок-12".

28 октября 1969 г. на конвейере цеха № 21 был собран первый автомобильный двигатель УМЗ-451 мощностью 72 л.с. - аналог двигателя ЗМЗ-451.

В 1971 году на УМЗ было начато производство модернизированного заводскими конструкторами мотора УМЗ-451 М, на котором были установлены более совершенные узлы и детали, что позволило повысить его мощность до 75 л.с., а моторесурс - со 120 тыс. до 150 тыс. км пробега.

В ноябре 1992 года Ульяновский моторный завод преобразован в акционерное общество открытого типа "Волжские моторы". Основная продукция предприятия - автомобильные двигатели различной модификации для автомобильного семейства "УАЗ" и "ГАЗель". В 1997 г. ОАО "Волжские моторы" освоило производство двигателей повышенной мощности для автомобилей "ГАЗель" ПО "АвтоГАЗ".

Сегодня ОАО "Волжские моторы" - крупнейшее предприятие машиностроительного комплекса по производству моторов для грузовых, пассажирских и многоцелевых автомобилей повышенной проходимости.