ЮМЗ

  ЮМЗ-6Л
  
Государственное Предприятие "Производственное Объединение Южный Машиностроительный Завод имени А. М. Макарова"

"Южный машиностроительный завод" (в обиходе "Южмаш") задумывался как автомобильный колосс СССР. Еще продолжалась война, а на южной окраине Днепропетровска началось строительство завода. Завод еще строился, но уже начал выпускать автокраны, автопогрузчики, самосвалы, прицепы.

После государственных испытаний грузовик ДАЗ-150 "Украинец" и автомобиль-амфибия ДАЗ-485 (Сталинская премия 1951 г.) были рекомендованы к серийному производству. До пуска первой очереди ДАЗа (300 тыс. грузовых автомобилей в год) оставались считанные дни, но весной 1951 года военному ведомству удалось отобрать у автомобилистов практически построенный гигант и, окружив его высоким забором и рядами колючей проволоки, превратить в завод-невидимку. В обстановке строжайшей секретности на заводе начали сборку ракет, которые фактически были копией немецких ФАУ-2. Продолжалось это недолго: днепропетровцам удалось создать принципиально новую боевую технику, по основным характеристикам превзошедшую и немецкие ракеты, и боевые ракеты С.Королева, а впоследствии даже те, что создавались за океаном.

Выпускал "Южмаш" и мирную продукцию: великолепные космические носители, уникальные космические аппараты, трактора, экспортировавшиеся в 40 стран мира, но в историю "холодной войны" он вошел крупнейшим ракетным заводом мира, этаким монстром боевого ракетостроения.

Тракторы всегда служили прикрытием ракетного производства. Даже тогда, когда была создана собственная, южмашевская модель трактора, он выпускался и экспортировался под маркой "Беларусь". Лишь в конце 70-х (спустя больше четверти века с начала производства) южмашевцам удалось восстановить истину - тракторы обрели товарную марку "ЮМЗ".

Трактор "ЮМЗ" был лучшим в стране. (Первому присвоен Знак качества, он признавался лучшей машиной года, имел самый высокий моторесурс). Он полностью изготавливался на оборонных предприятиях. Дизель выпускал Рыбинский авиационный завод, муфту сцепления поставлял Ковровский завод стрелкового оружия. С распадом Союза распалась и кооперация. Возросли цены на дизель и на все комплектующие. Оборотные средства съела инфляция, повысились налоги на товаропроизводителя. Цена трактора резко поднялась, его перестали покупать, завод был вынужден сократить производство…

Сейчас завод переживает далеко не лучшие времена, значительно снизились темпы выпуска продукции, предприятие является крупнейшим в регионе должником за энергоносители. Раньше за год "Южмаш" выпускал примерно сто боевых ракет, ныне - пять-семь космических носителей, в 80-х годах с конвейера "Южмаша" ежегодно сходило 60 000 тракторов, в 1996-м - 2881 трактор.