Основанный в 1783 году на берегу красавицы-реки Десны завод, именовавшийся тогда, как и ныне, "Брянским Арсеналом", вписал не одну славную страницу в историю города и России. Старинный герб города Брянска, на котором изображена золотая мортира на красном поле с двумя пирамидами ядер по сторонам, символизировал тогда его главную продукцию: первые восемнадцатифунтовые медные пушки были отлиты в арсенале в 1785 году. И сегодня, как памятники славному русскому артиллерийскому оружию старинные брянские пушки можно увидеть на Бородинском поле под Москвой, где решилась судьба Наполеона в России, у здания Санкт-Петербургского артиллерийского музея, в парке древнего Смоленска и даже в Болгарии, на историческом перевале Шипка. Арсенал сыграл большую роль в промышленном и культурном развитии Брянска. С Арсеналом связаны строительства в городе первой электростанции и водопровода, а также изготовление первых в стране текстильных машин для первичной обработки льна.
Во время Великой Отечественной войны завод, эвакуированный в глубокий тыл, самоотверженно ковал оружие для победы над врагом. Сотни заводчан ушли сражаться с фашистскими захватчиками на фронтах и в партизанских отрядах. В годы войны предприятие и дома заводчан были полностью разрушены врагом. И все же через год после освобождения Брянска, восстановленный в короткий срок, завод выдал первую плавку стали.
С 1946 года завод приступает к освоению новой продукции - дорожных машин: грейдеров Д-20, транспортеров для перемещения насыпных и штучных грузов, битумоплавильных агрегатов, смесителей асфальтобетона, битумных насосов, многоковшовых погрузчиков и других несложных, но крайне необходимых тогда изделий для дорожно-восстановительных работ в разрушенной войной стране.
В 1949 году заводом, первые в стране, освоен выпуск укладчиков асфальтобетона Д-150
В 1953 году - грунтосмесительных машин Д-282, затем самоходных грейдеров-элеваторов Д-369
В 1957 году на заводе освоен выпуск распределителя цемента Д-343
В 1959 году первый грунтосмеситель Д-391 и первый автогрейдер легкого типа Д-446 с гидравлическим управлением
В 1963 году начато серийное производство бульдозера Д-521 с гидравлическим управлением и освоен выпуск бульдозера универсального Д-522 на базе трактора Т-180Г
В 1964 году изготовлен погрузчик универсальный Д-543 на базе трактора Д-804
В 1967 году освоено серийное производство автогрейдера Д-598 Б с гидравлическим наклоном колес и бульдозера Д-575 с рыхлителем для работ в условиях крайнего севера
В 1969 году освоен серийный выпуск автогрейдеров Д-710 мощностью 90 л.с.
В 1972 году предприятие переходит на изготовление автогрейдера ДЗ-99 (Д-710 Б) с механической трансмиссией, удобной кабиной с хорошим обзором и эргономической системой управления
В 1975 году завод приступил к выполнению комплекта машин для скоростного строительства автомобильных дорог союзного значения: профилировщик ДС-108 с бункером, асфальтоукладчика ДС-106 А. В этом же году завод выпускал конвейер-перегружатель ДС-98А, распределитель бетона ДС-109, бетоноукладчик ДС-111, трубчатый финишер ДС-104А, трейлер ДС-107 с тягачом
В 1977 году освоено серийное производство фрезы дорожной ДС-74 и экскаватора-дреноукладчика ЭТЦ-406
В 1979 году освоен выпуск комплекта машин ДС-110
В 1984 году начато серийное производство автогрейдера среднего типа ДЗ-143
В 1991 году завод переходит на серийное производство автогрейдера ДЗ-180
В 1993 году завод приступил к выпуску асфальтоукладчика ДС-181
В 1994 году начат серийный выпуск модернизированного автогрейдера среднего типа ДЗ-180А
В 1995 году начато производство фрезы дорожной ДС-197
В 1997 году освоен выпуск автогрейдера ДЗ-199 среднего типа с повышенной мощностью 160 л.с.
В 1998 году освоено производство тяжелого автогрейдера ДЗ-198
В 1999 году выпущена новая модель среднего грейдера ГС-14.02 с двухуровневым двигателем 127-147 л.с. В этом же году начато серийное производство автогрейдера легкого типа ГС-10.01
|