Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

Неделя Шварцмана: какие планы строил российский пилот Формулы 3 в начале сезона

Неделя Шварцмана: какие планы строил российский пилот Формулы 3 в начале сезона

Уик-энд Гран При России еще даже не начался – но серьезный повод для радости отечественным болельщикам по сути гарантирован. Одной из гонок поддержки на трассе в Сочи станет заключительный этап т.н. чемпионата FIA Формулы 3 – турнира, от которого до Формулы 1 всего два шага и из 9-ти победителей которого (до прошлого года чемпионат проводился под названием GP3) в чемпионат мира смогли пробиться 6.

В числе этих шести уже есть наш соотечественник: шесть лет назад чемпионский титул завоевал Даниил Квят. В ближайшие выходные очень высокие шансы повторить это достижение есть у Роберта Шварцмана: 20-летний петербуржец выигрывает у своего ближайшего преследователя 37 очков – в то время как за один уик-энд можно набрать только 48 баллов.

Шварцман – один из пилотов российской программы SMP Racing, но его заметили не только в Москве. С 2017 года петербуржец – воспитанник молодежной Академии Ferrari, под крылом которой наряду с Робертом находятся всего шесть гонщиков. Одним словом, в настоящий момент у этого пилота настолько хорошо, насколько только может быть на этом этапе карьеры: есть и талант, и скорость, и результаты, и спонсорская поддержка, и покровительство со стороны тех, кто играет важную роль в Формуле 1...

Одним словом, на ближайшие выходные Шварцман вполне может сменить Даниила Квята в роли российского гонщика, к которому будет приковано наибольшее внимание публики. Российская редакция Motorsport.com держит нос по ветру – и на этой неделе будет ежедневно публиковать посвященные петербуржцу материалы.

Первый материал – интервью, которое состоялось почти год назад, вскоре после окончания европейского чемпионата Формулы 3. Его Шварцман закончил на третьем месте в общем зачете и лучшим среди новичков – и хотя было очевидно, что Роберту предстоит провести еще минимум пару сезонов в младших формулах, в той беседе неизбежно всплывала и тема Формулы 1.

Интервью впервые опубликовано 2 ноября 2018 г.

Роберт, вы не жалели о том, что сказали нам год назад, не было сложностей из-за этого? Ведь в том интервью от вас досталось буквально всем…

Нет. Я просто сказал то, что сам считаю. У каждого есть свое мнение – кто-то мог со мной согласиться, кто-то нет. Почему у меня должны были возникнуть сложности? Я не говорил чего-то плохого, просто высказал свое мнение о том, как все это построено. Думаю, большинство тех, кто увлекается автоспортом и следит за ним, прекрасно понимали все это и до того, как я сказал.

Ваши взгляды и позиции с тех пор остались неизменны?

Не помню точно, что уж я там говорил про Даню [Квята], но я с ним общаюсь, и я рад, что он вернулся в Формулу 1, это уж всяко лучше, чем вообще не ездить. То, что он на симуляторе работал, это так… Интересно, конечно, но все-таки для пилота важно участвовать в гонках. Я надеюсь, сейчас Даня начнет показывать хорошие результаты.

Что касается [Льюиса] Хэмилтона, что сказать – молодец. Я удивлен, насколько силен он был в этом году, потому что конкуренция была одна из самых серьезных за всю его карьеру. А [Себастьян] Феттель просто допустил ошибки, он и сам это прекрасно понимает. Но я считаю, что он тоже очень хороший пилот, очень профессиональный. Я слушал их переговоры с командой, он очень здорово ориентируется в технических моментах. Бывают такие моменты, когда что-то идет не так.

Сезон еще не закончен, Гран При Макао впереди, но все же – вы довольны своим 2018 годом?

Да. Доволен тем, что я смог понять, что нужно изменить, чтобы вернуть свою скорость, вновь почувствовать себя комфортно в команде и вообще почувствовать машину. Прогресс был, и это важно. Начало получилось, мягко говоря, не очень, но важно же то, что я научился работать и понял, что нужно делать. Результат это и показал – что работа была выполнена, и прогресс есть. Я этому очень рад, и это помогает мне продолжать работать дальше.

Почему на это ушло так много времени, половина сезона? Были какие-то сложности?

Да, было тяжело. Тяжело сначала привыкнуть к людям в команде, были свои притирки, потом Новая Зеландия (выступления в зимней серии TRS – прим. ред.) мне немного спутала карты, потому что машина другая и шины другие, из-за чего все перемешалось в голове. Чтобы адаптироваться заново к машине Ф3, к команде, потребовалось много времени. В любом случае, пусть это и произошло достаточно поздно, я все равно считаю, что мы смогли побороть себя и в конце показать очень хорошие результаты.

Расскажите о разногласиях с Prema.

Такое случилось со мной не впервые. Это не то, чтобы проблема, просто некоторое недопонимание с теми, с кем я работал. Но со временем разобрались, сработались, и для меня это тоже было очень важно.

Они скорректировали свой стиль работы, а я свой, так что в итоге мы сошлись, и получилось хорошо.

Они изменили свой стиль сами, или это была ваша инициатива?

Моя. У нас были обсуждения, я им объяснял, что и как надо делать, в какую сторону направляться. Они прислушались.

На этих разговорах были и другие пилоты?

Нет. Другие пилоты должны заниматься своими проблемами, а я – своими. Если бы они знали о моих проблемах, то могли бы это использовать против меня.

Вам удалось резко прибавить практически в тот же момент, что и Мику Шумахеру. Это совпадение?

Да. Просто так получилось. Никто ничего не менял, просто он стал более стабильным и более спокойным. В начале сезона он делал кучу ошибок, из-за которых терял кучу позиций и очков. Я делал то же самое, только у меня проблема еще была, как я уже говорил, с командой, да и скорости не хватало.

В какой-то момент мы [с Шумахером] были самыми последними среди пилотов Prema, но в какой-то момент просто отмахнулись от проблем, всё почувствовали и вместе начали подниматься.

Это было некое совместное творчество, или каждый дошел до этих мыслей и решений сам?

Каждый сам. Об этом мы не общались. Вообще мы, конечно, общаемся периодически, но так, чтобы «давай, вот сейчас вместе начнем тащить и выигрывать», такого разговора не было.

Получается, что остальным гонщикам Prema не удалось столь заметно прогрессировать по ходу чемпионата…

Нет. Когда мы начали прибавлять, на некоторых это повлияло психологически, мол как же так. И для них все стало сложнее.

То есть задавили соперников психологически?

Что-то в этом роде. Особенно, мне так кажется, [Маркуса] Армстронга. Весь сезон он был достаточно хорош и стабилен, а вот в последних гонках, когда все были совсем рядом – и я, и он, и эстонец [Юри] Випс из Motopark, – он сам начал ошибаться и потерял скорость.

Мик Шумахер – настоящий чемпион?

Безусловно, он чемпион и все выиграл сам. Я не считаю, что там что-то было другого относительно меня или остальных пилотов команды. Просто видно, что он уже проводит второй год, он проехал очень много тестов, проделал очень много работы, чтобы выиграть. Просто работал вдвое больше, чем остальные.

В этом году в Формуле 3 было многовато скандалов, вам не кажется?

Были скандалы, да. Особенно когда большой скандал устроил [Даниэль] Тиктум.

Что там было, как эта ситуация смотрелась из паддока?

Там ничего не было, просто у парня, видимо проблемы с нервами. Он же считал, что легко все выиграет и поедет в Формуле 1, а тут вдруг появляются Шумахер со Шварцманом начинают ехать быстрее него, выигрывать гонки подряд и вообще. Вот он и стал говорить, что Prema – читеры, а он не может выиграть только потому, что его фамилия не Шумахер.

Короче, много чего лишнего наговорил лишнего, в итоге и [Кристиан] Хорнер сказал, что у мальчика очень много плохих мыслей. Я во всем этом, к счастью, не участвовал, да и не хотел, но видел, что он писал – это было некрасиво с его стороны в отношении Prema, меня и Мика.

Пардон за прямоту, но не было ли у вас желания просто надавать этому Тиктуму по роже?

Не знаю, может, у кого и есть такое желание, но я считаю, что он себе же хуже делает. Да и что это вообще значит, «надавать по роже»? Во-первых, кто тебе это даст? Надо же понимать, что карьера важнее всех этих боев. Что один раз «надавал по роже» – и все, карьера закончилась. Нет, это не так делается. В итоге парень сделал себе же хуже, над ним просто начали смеяться и перестали воспринимать всерьез.

А что можете сказать про историю с аварией двух эстонцев в финальной гонке?

Я смотрел, там Мик [Шумахер] почему-то очень сильно замедлился в повороте, Випс затормозил в середине, а [Ральф] Арон, ехавший следом, в тот момент смотрел на соперника, который был от него слева, чтобы остаться внутри в повороте. Да там удар-то был совсем не сильный, машина даже не пострадала, он просто его пнул. А тот развернулся только потому, что еще держал ногу на тормозе.

Конечно же, все из Motopark считают, что это было сделано специально. Я не знаю, так это или нет – могу лишь сказать, что два эти эстонца всю карьеру соперничают друг с другом. Так что, может, у них есть какие-то свои причины.

Но со мной это никак не связано. Я тут ни при чем. Я просто хорошо стартовал и свалил от них. А если кто-то думает, что Арона попросили это сделать ради партнера по команде, то могу сказать, что у нас с ним каких-то дружеских отношений нет, так что зачем бы ему это делать ради меня?

Я в тот момент просто хотел закончить сезон победой. Повезло, что так вышло. Причем я больше рад не третьему месту в чемпионате, а дополнительным баллам к Суперлицензии. Разница в Ф3 очень большая – за третье место их 20, а за четвертое только десять. А баллы – это очень важно.

Сколько их сейчас у вас?

35.

Это позволяет ездить в Ф1 не только на тестах, но и по пятницам…

Позволяет, но никто не дает и не приглашает пока что, так что ждем и надеемся.

А со своей стороны как-то проявляете инициативу?

Я спрашивал, когда и что, и мне сказали: «Давай-ка концентрируйся на Макао, а потом посмотрим». Мне сначала дадут поездить на Формуле 1 на симуляторе Ferrari, это случится уже скоро. А потом уже поглядим.

Пока не давали ни разу?

Еще нет, но уже скоро.

Окончательное решение FIA пока не принято, но велика вероятность, что победитель Гран При Макао получит пять баллов Суперлицензии. Давайте представим, что вам удалось их заработать – и всего стало 40. А зимой вам предложили поменяться с Сергеем Сироткиным в Williams. Согласитесь?

Я что-то не уверен, что мне дадут перейти в Williams, я же с Ferrari…

Но все же, готовы вы прямо сейчас перейти в Ф1?

Я готов перейти в Формулу 1, но знаю, что мне никто этого не предложит, потому что все прекрасно понимают, что я пока что не готов. И если, на что я надеюсь, я останусь в Ferrari, то команда, в которой я могу оказаться – это будет, вероятнее всего, Haas или Sauber. Но там уже все вакансии [на 2019-й] заняты, так что надо ждать.

Но я не могу отказываться от Формулы 1. Согласитесь, какой дурак откажется от Формулы 1?

Ваши коллеги по Академии Ferrari Шарль Леклер и Антонио Джовинацци окончательно перешли в Ф1. Значит ли это, что вы теперь стали лидером Академии?

Я не знаю, какой я сейчас получаюсь среди остальных ребят, и считаю, что нас там держат наравне. Самый старший сейчас – это [Антонио] Фуоко, но [в 2018-м] он не показал в Ф2 тех результатов, чтобы претендовать на переход в Формулу 1. Что он будет делать, я не знаю, это его планы.

Кстати, Джовинацци не был в Академии, он попал в команду Ferrari уже после GP2 и сразу стал резервным пилотом. Его, в отличие от Леклера, не вели с самого детства. Посмотрим, как у них обоих все пойдет в Ф1. Оба – очень сильные пилоты, и я считаю, что если они хорошо себя покажут, то это будет хорошо для меня и для всех молодых пилотов программы. Это покажет, что Академия отбирает тех, кто реально может проявить себя. Это полезно.

В этом году вы принимали хоть какое-то участие в работе команды Ferrari в Ф1?

Да, у меня были такие моменты. Я был с Ferrari в Монако в начале сезона, просто приехал посмотреть, познакомиться. А потом недавно у нас был так называемый «удаленный гараж» – ты находишься на базе, но у тебя есть полная связь с командой, которая находилась в Мексике. Я слышал все их переговоры, брифинги, обсуждения стратегии. Мне это показали, чтобы я смог узнать что-то новое для себя.

Очень интересный опыт, в реальности все куда запутаннее и труднее, чем в Ф3. У каждого пилота шесть или семь инженеров, каждый отвечает за свое направление – стратегия, машина, колеса и так далее. И на брифингах каждый из них говорит, что в порядке, а что нет. Очень много людей, очень много информации. Конечно, организовано очень круто, мне понравилось.

Расскажите о том, как вы общались с Даниилом Квятом.

Да, мы виделись в Маранелло. Прикольно было увидеться в одной команде после стольких лет совместных выступлений в картинге [в разных классах]. Конечно, мы оба были заняты и виделись только на ходу, перебрасываясь фразами вроде «Как дела?» Приятно, мы были такими мелкими шкетами, и вдруг оп – оба в Ferrari.

На каком языке общались?

На русском, конечно. Не знаю, как ему, а мне так удобнее.

Кроме гонок на что-то остается у вас время? Многие пытаются параллельно учиться.

Нет, я закончил итальянский лицей и пока решил с учебой притормозить. У меня времени не так много. Сейчас вот в Москве ненадолго, потом на денек в Питер, соберу вещи – и снова на тесты, а там Макао и так далее. Сплошные полеты и путешествия. Времени почти не остается.

За кем остаются решения, связанные с вашей карьерой?

За Ferrari и SMP Racing совместно. Они вместе решают.

А вы можете это решение отвергнуть?

Да, но если я так сделаю, то… (улыбается) Да нет, там работают профессиональные люди, и они, уверен, знают, что для меня лучше.

В Сочи получилось приехать в этом году?

Нет. Хотел приехать, но появились другие планы.

Жалеете, что не вышло?

Не знаю. Вообще в Сочи круто, но гонки почему-то получаются скучными. Трасса очень длинная, все разъезжаются. Хотелось, чтобы там было побольше борьбы. К тому же, [Валттери] Боттаса там лишили победы, было жаль его.

Мне удалось познакомиться с ним в Монако, пообщаться. Мы гуляли с моим менеджером Микой Сало, а он же знает всех финнов. Мы встретили Боттаса, нас познакомили, и мы минут пять с ним общались. Он очень классный парень. И мне просто жалко, что в команде с ним так поступили.

Если все пойдет по плану, какие могут быть у вас цели и задачи в новой Формуле 3 на будущий год?

Победить.

А если будет такая же история, как в этом году – не очень хороший старт и сильная концовка. Будете довольны, или такую историю желательно не повторять?

Важен результат в конце. Если он будет хорошим, то я останусь доволен, каким бы ни было начало.

Источник