Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

Джолион Палмер: Леклера следовало наказать

Джолион Палмер: Леклера следовало наказать

Бывший гонщик Формулы 1, комментатор BBC Джолион Палмер разобрал произошедший в Монце инцидент в борьбе Леклера и Хэмилтона...

Джолион Палмер: «В воскресенье Шарль выступил великолепно и выиграл Гран При Италии. Но его следовало наказать за то, что во второй шикане он вытеснил с трассы Льюиса Хэмилтона. Поскольку Леклеру это сошло с рук, FIA, стюарды и директор гонки оказались в неприятной и запутанной ситуации.

Почему я считаю, что Леклер нарушил правила?

Начнём с фактов. На 23 круге Леклер вытеснил Хэмилтона с трассы в зоне торможения перед второй шиканой, когда тот попытался опередить его по внешнему радиусу. Это очевидно. Хэмилтон выехал на траву, стараясь избежать столкновения, когда Ferrari сместилась с траектории. Льюис был вынужден срезать шикану и вернулся на трассу позади.

Прежде всего, со стороны Леклера это нечестно. По правилам, в таких ситуациях гонщики должны оставлять соперникам место на ширину машины – особенно в зонах торможения, где они полностью контролируют машину, в отличие от апексов или выхода из поворотов, где из-за небольшого скольжения они могут отклониться от первоначальной и желаемой траектории.

Леклер сместился вправо на торможении и вытеснил Хэмилтона с трассы. Льюис ничего не мог сделать, разве только врезаться в Шарля, либо выехать за пределы трассы и срезать поворот, ведь он уже затормозил, ехал параллельно Ferrari и не мог больше сбросить скорость, да и не должен был этого делать.

В прошлом году Макса Ферстаппена наказали пятисекундным штрафом за почти такое же нарушение, когда он боролся с Валттери Боттасом в первом повороте в Монце. Это стоило голландцу подиума. Однако в случае с Леклером, в FIA действовали непоследовательно и обратились к новейшему средству: показали ему черно-белый флаг. Директор гонки Майкл Маси сравнивает его с желтой карточкой в футболе, но по сути это возможность отделаться легким испугом.

Стюарды имеют полную свободу расследовать любой инцидент, независимо от того, использует ли Маси черно-белый флаг. Но в этом случае они оставили всё как есть. Некоторым показалось, что стюарды не решились оштрафовать лидирующую в Монце Ferrari на глазах у 100 000 одетых в красное итальянских болельщиков. Хэмилтон и руководитель Mercedes Тото Вольфф высказали такое предположение после гонки.

По-моему, решение было очевидно. Я не хотел бы штрафа, ведь он непременно разрушил бы гонку, но правила есть правила, и их надо соблюдать, ведь интересы спорта должны превалировать над развлекательным элементом шоу.

Это то же самое, если бы Манчестер-сити сыграл 0:0 с Кристал Пэлас, а на 60-й минуте матча Рахима Стерлинга сбили в зоне пенальти, и у второй команды удалили игрока с поля. Конечно, пенальти Манчестер-сити и удаление у Кристал Пэласа разрушит игру, но таковы правила. Нельзя не сделать этого, только потому что на последних 30 минутах матча все хотят увидеть более сбалансированную игру. И тем более нельзя это проигнорировать, потому что матч идет на домашнем стадионе Кристал Пэлас, и 25000 болельщиков этой команды будут недовольны.

Мне было крайне неприятно смотреть, как Маси пытался объяснить ситуацию после гонки. Он сказал, что возвращение к черно-белому флагу – это новая мера, появившаяся по просьбе команд и гонщиков, чтобы позволить им жестче бороться на трассе.

Но какой прецедент это создаёт? Это значит, что теперь гонщикам фактически разрешено один раз за гонку нарушить правила и избежать наказания. Какие гонки мы в итоге получим? И насколько это этично и справедливо?

Ферстаппен избежал наказания, несмотря на сомнительный обгон Леклера в Австрии, который в итоге принёс голландцу победу. А теперь произошёл новый случай вытеснения гонщика. Поскольку Шарлю вынесли только предупреждение, может получиться, что теперь гонщикам фактически разрешено вытеснять друг друга с трассы по внешнему радиусу на входе в поворот. Если это действительно так, то существует серьёзный риск, что времена обгонов по внешнему радиусу далеко и окончательно позади, если только машина почти на весь корпус не вышла вперед перед входом в поворот.

Затем Маси назвал вторую причину, почему Ферстаппен был наказан в прошлом году, а Леклер избежал штрафа в минувший уик-энд – потому что в прошлом году был контакт, а сейчас – нет.

На первый взгляд, это имеет смысл. Но на самом деле, сейчас обошлось без контакта только потому что Хэмилтон лучше уклонился от столкновения, чем Боттас на его месте в прошлом году. На самом деле, у Хэмилтона было больше места, чем тогда у Боттаса: он просто не двигался, и инцидент закончился легким соприкосновением.

Но это наводит на мысль о следующей проблеме – гонщики будут искать небольшой контакт, чтобы доказать FIA очевидное – и гарантировать штраф сопернику, нарушившему правила.

Но как относиться к этому сейчас, когда стандарты безопасности снова стали предметом обсуждения после гибели Антуана Юбера в Бельгии? Это кажется идиотизмом или безответственностью, либо и тем, и другим.

Именно на это Тото Вольфф обратил внимание после финиша. На вопрос, подтолкнёт ли черно-белый флаг гонщиков к тому, чтобы позволять себе больше, и открыл ли он ящик Пандоры, Тото ответил: «Появится больше контактов. Это станет общедоступной практикой. По-моему, всё дойдёт до аварии, и затем мы снова будем выпутываться».

Он абсолютно прав. Гонщики всегда будут любыми способами пытаться получить преимущество. Если их перестанут наказывать за разовое вытеснение соперника с трассы, они будут это делать. А если второму гонщику пригодится небольшой контакт в этой ситуации, он постарается его организовать.

Ещё одна проблема с черно-белым флагом – является ли он полным аналогом желтой карточки или это жёлтая карточка за конкретное нарушение? В FIA называют первый вариант – он относится к любому нарушению на трассе.

Второй момент, когда Леклер был на грани наказания – под прессингом со стороны Хэмилтона он срезал шикану в первом повороте, а затем в затяжном повороте Curva Grande смещался из стороны в сторону, а когда Хэмилтон попытался его атаковать, тот резко свернул влево. Льюис сбросил темп и в итоге потерял инициативу, а когда появился следующий шанс провести обгон, ему помешала агрессивная оборона Леклера.

На этот раз в срезке поворота (которую расследовали) не нашли ничего предосудительного – Леклер вернулся на трассу и очевидно не получил преимущество. Но внезапное смещение в сторону перед носом Хэмилтона в скоростном повороте Curva Grande (на что стюарды не обратили внимания) была тоже на грани разрешённого.

Возможно, рассматривая этот манёвр отдельно от всего, я тоже посчитал бы это нормальным, ведь там прямая имеет лёгкий изгиб, и это в некотором плане размывает траектории. Но когда уже был черно-белый флаг, в этом могли усмотреть новое нарушение и присудить более суровый штраф.

Проблема в том, что стюардам не хватает последовательности – об этом Хэмилтон говорил после гонки. У них сложная работа, они серьёзно к ней относятся и стараются всё сделать как можно лучше. Но иногда при взгляде со стороны может показаться, что их решения основаны не на ситуации на трассе, а на степени популярности этого решения у зрителей.

Вспомним Гран При Китая, где Даниил Квят из Toro Rosso, прозванный за нескольких инцидентов в предыдущие годы «торпедой», получил колоссальный штраф с проездом по пит-лейн за то, что могло показаться обычным гоночным инцидентом – на первом круге он столкнулся с обоими гонщиками McLaren.

Получил бы Леклер такой же штраф? Сомневаюсь. Дело в том, что Шарль – популярный гонщик. Пожалуй, я никогда не встречал более популярного гонщика, сражающегося за лидирующие позиции, а теперь обладающего двумя победами. Наряду с тем, что он пилотирует красную машину, это могло повлиять на решение стюардов в этот уик-энд?

В Канаде я хвалил их за непреклонность и за точное следование правилам, когда Себастьян Феттель получил штраф за нарушение регламента – он вылетел с трассы, а возвращаясь, помешал Хэмилтону. Но с тех пор команды и гонщики просили, чтобы им позволили бороться между собой – и этот призыв популярен также среди болельщиков. Всё это привело к проблематичной ситуации, когда стюардам не хватает последовательности, и их следующее решение сложно спрогнозировать.

Всё это омрачает факт, что мы увидели потрясающую гонку и великолепные выступления Леклера и Хэмилтона. Самое обидное, что Шарлю не нужно было вытеснять Льюиса с трассы. Он был впереди на внутреннем радиусе поворота, а Хэмилтон никогда не смог бы его опередить по внешнему – всё это было совершенно не нужно и бросило тень на его феноменальное выступление.

Возможно, пятисекундный штраф многих бы разозлил в Монце, но, не присудив его, стюарды оказались в неудобной ситуации – и, возможно, создали прецедент для новых инцидентов и споров.

Я считаю, что спорту нужен постоянный судья или команда стюардов, разделяющих одинаковые или схожие ценности. На данный момент стюарды – и бывшие гонщики, которые участвуют в судействе каждой гонки – имеют разные мнения о разных инцидентах, и именно это приводит к непоследовательности. А гонщикам, как сказал Хэмилтон, важна последовательность в решениях, чтобы знать, насколько агрессивно они могут действовать.

Во-вторых, как только соберут команду стюардов, они должны объяснить гонщикам правила, то, что они могут или не могут делать и остаться при этом безнаказанными, а также какие последствия будут для каждого нарушения. Наконец, самое простое – придерживаться правил при вынесении наказания.

Конечно, поначалу будут новые неудобные и непопулярные моменты. Но когда мы добьемся стабильности и последовательности, а гонщики поймут, что разрешено, а что – нет, Формула 1 станет честнее, безопаснее и лучше. Сейчас это единственное, что отвлекает от потрясающего сезона с множеством интересных гонок, как в Монце».

Источник