Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

Квята кинули? Пять причин, почему Red Bull выбрала Элбона

Квята кинули? Пять причин, почему Red Bull выбрала Элбона

О возможной перестановке в составе Red Bull начали говорить еще весной, когда Пьер Гасли сделал весомую заявку на звание главного неудачника сезона. Однако сегодняшнее объявление стало шоком для всех. Во-первых, нас совсем недавно уверяли, что уж до первых осенних этапов Гасли точно из команды не выгонят. А во-вторых, мало кто ждал увидеть за рулем Red Bull Александра Элбона. Понятно, что в России все ждали возвращения в команду Даниила Квята. Но и с точки зрения нейтрального наблюдателя, такое решение казалось более логичным. Квят опытнее, у него больше очков, он лучше проводит гонки. Однако не все так просто.

Простите за резкость суждения, но для Red Bull это действительно так. Даниил провел свои полторы года в главной команде, дважды возвращался в Формулу 1 после провалов (осенью 2017-го и в этом сезоне), пропустил один сезон – и так и не стал пилотом высшего класса.

Да, Даниил прибавил в зрелости и стабильности. В самой Red Bull не раз отмечали, что он стал другим пилотом. Вот только все это не выглядит каким-то невероятным прорывом. В 12 гонках сезона Квят набрал 27 очков – вот только большая их часть пришлась на чудесный Гран При Германии, где свое дело сделали команда, стратегия (которую команда выбрала как раз потому, что в гонке дела у Даниила шли так себе) и удачное расположение звезд. Для сравнения: год назад тот же Гасли на Toro Rosso набрал к летнему перерыву 26 баллов.

В этом году действительно выступает новый Квят. Но этот Квят – естественная эволюция Квята старого. Опыт и возраст сделали его стабильнее и спокойнее – но стал ли он этого намного быстрее за рулем? Очевидно, в Red Bull решили, что нет.

На этом фоне Элбон, весьма недурно проведший полгода в Toro Rosso, выглядит новой надеждой для звездных войн во главе пелотона.

Вы абсолютно правы: для оценки гонщика стоит смотреть в турнирную таблицу. И да, Квят там на шесть позиций выше Элбона. Да и отрыв в 11 очков в середине пелотона – весомый результат. Но семь из 11 очков разницы сложились опять-таки в Хоккенхайме, где Элбон изначально ехал в очках, а Квяту (как справедливо заметил Карлос Сайнс) терять было нечего. Потому тактика россиянина и была более рискованной, а в конечном итоге – выигрышной.

Если же мы посмотрим на остальные показатели, то преимущество Даниила невелико. Из девяти гонок, в которых финишировали оба, он оказался впереди шесть раз против трех у Элбона. Для сравнения: Карлос Сайнс выиграл у Ландо Норриса пять из шести полноценных дуэлей. А ведь Ландо считают лучшим новичком сезона. В паре Дэна Риккардо и Нико Хюлькенберга счет при аналогичных подсчетах – 5:2 в пользу австралийца. А ведь Дэн борется с, быть может, лучшим пилотом-середняком последнего десятилетия, а не каким-нибудь новичком.

Что до дуэлей в квалификациях, тут счет и вовсе равный – 6:6. При том что на квалификацию в Китае Алекс не выезжал вовсе из-за аварии в пятничной практике. Вдобавок Квят трижды выбывал из борьбы в первом сегменте, в то время Элбон – только раз.

В целом получается, что Квят имел лишь небольшой перевес над неопытным напарником. А ведь у Дани это пятый сезон в Ф1. И пять лет назад Квят сам проигрывал дуэль Жану-Эрику Верню (8 очков против 22-х), но в итогу перешел в Red Bull. Просто россиянин был моложе, а уступал напарнику не так уж сильно, и от него ждали большего прогресса. Очевидно, в случае с Элбоном работает та же логика. Так что в непоследовательности Red Bull не упрекнешь.

Мы все много раз говорили, что Даниил стал более зрелым, успокоился, нашел некий эмоциональный баланс. Но никто из нас не проводил с ним психологических тестов, чтобы быть уверенным в отсутствии рецидивов прежних проблем. Зато все помнят, как Квят не выдержал, оказавшись в сложной ситуации. Понятно, что ситуация с весьма внезапным понижением до Toro Rosso была непростой, что ошибки Квята в тот момент не были такими уж криминальными, что необходимость пристроить Макса Ферстаппена явно была более важной причиной, чем столкновения с Феттелем в Сочи. Но это как не отменяет тех фактов, что на старте сезона Квят заметно нервничал, а после перевода в Toro Rosso и вовсе откровенно поплыл. И кто может гарантировать, что подобное не повторится?

Конечно, перевод из Red Bull в Toro Rosso – одно, а движение в обратном направлении – совсем другое. Но шок – положительный или отрицательный – остается шоком. И готов ли к нему Квят?

С некоторой точки зрения, решение Red Bull можно даже признать заботой о пилоте, который после трудных лет наконец нашел себе место и точку опоры. Взять и снова швырнуть его в болидоворот событий – опасное решение. А ну как он не выдержит и снова сломается? Конечно, пилот Toro Rosso либо стремится попасть в Red Bull, либо идет выигрывать Формулу E. Но в случае с Квятом риски слишком велики. И для команды, и для него самого. В конце концов, чья карьера лучше – Нико Хюлькенберга или Пастора Мальдонадо? А ведь у Пастора есть на счету победа.

По всему, что говорил Квят за время выступления в Формуле 1, можно уверенно сделать вывод: у него большие амбиции. А Red Bull пилот с большими амбициями сейчас не нужен.

Дэн Риккардо, покидая Милтон-Кинс, не напрасно сказал, что там выбрали одного пилота и строят вокруг него команду. При Пьере Гасли вопрос лидерства Макса Ферстаппена даже не поднимался. И не будет подниматься при любом другом напарнике Макса (если только в команду все-таки не вернется Феттель). Команде нужен второй номер, который будет стабильно приносить очки, оттормаживать соперников, помогать Ферстаппену и съезжать к обочине, как только по радио скажут, что напарник сзади «быстрее тебя». Весьма сомнительно, что Квят безапелляционно примет такую роль.

К тому же, может сыграть свою роль фактор личных отношений. Не знаю, что именно испытывает Квят к Ферстаппену. Но Даниил наверняка понимает, что не будь голландца, увольнения 2016 года наверняка бы не было. Кто же станет по собственному желанию помогать палачу своей карьеры?

А вот дебютант Элбон наверняка спокойно поедет вторым номером в компании звездного напарника. Ведь еще весной его считали вторым номером Toro Rosso.

В свое время ходили слухи, что российский пилот в пелотоне необходим Формуле 1 по маркетинговым причинам. Честно говоря, такие утверждения видятся голословными: в нынешней экономической ситуации российский рынок явно не тот, ради которого принимаются столь важные решения.

А вот Элбон кажется отличным активом. Азиатский рынок, несмотря на ряд Гран При, остается для Ф1 белым пятном. И у Red Bull на нем явно есть свои интересы. Тем более, что Элбон представляет достаточно богатый и развитый по меркам Юго-Восточной Азии Таиланд.

Алекс уже привел в Toro Rosso ряд персональных спонсоров и должен стать неплохим лицом для продукции Red Bull на внутреннем рынке. А зная азиатский фанатизм, можно ждать тысячи тайских фанатов на Гран При в соседнем Вьетнаме уже в следующем году. И при прочих равных, почему бы Red Bull не принять во внимание финансовый аспект? В конце концов, Ф1 это тоже бизнес.

Источник