Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

Почему Хэмилтон сделал один пит-стоп, а Боттас – два? Ответы на простые вопросы о тактике команд в Сильверстоуне

Почему Хэмилтон сделал один пит-стоп, а Боттас – два? Ответы на простые вопросы о тактике команд в Сильверстоуне

По ходу тренировок и квалификации в Сильверстоуне казалось, что на этот раз три топ-команды довольно близки по скорости, а Ferrari едва ли не превосходит Mercedes. Но первые же круги гонки расставили все по местам. Темп серебристых W10 с полными баками не оставлял соперникам шансов, и даже на более жестких шинах Meduim Валттери Боттас с Льюисом Хэмилтоном легко отрывались от преследователей во главе с Шарлем Леклером на Soft.

Это и предопределило глобальную картину гонки. В ней два пилота Mercedes сражались между собой, тогда как остальные гонщики топ-команд оспаривали позиции, начиная с третьей. Два этих сюжета практически не пересекались между собой, даже несмотря на выезд машины безопасности. При этом каждый из сюжетов получился весьма примечательным.

Мы постарались ответить на главные вопросы по тактике команд в Сильверстоуне.

Это очень простой вопрос. Вообще говоря, в современной Ф1 более ранний пит-стоп обычно приносит выигрыш. Получив свежие шины (вне зависимости от состава), пилот обычно в состоянии ехать быстрее соперника на уже изношенном комплекте. Особенно это касается случаев, когда машины близки по уровню.

В данном случае, отразив атаку напарника на пятом круге, Боттас первым поехал в боксы, после чего его темп оставался примерно таким же, как у Хэмилтона. И при нормальном течении гонки Валттери, скорее всего, вернул бы лидерство после пит-стопа Льюиса.

Но в их дуэль вмешался внешний фактор – решение судей выпустить машину безопасности. Момент, когда об этом уже объявлено, но гонщики еще не сформировали «паровозик» за Mercedes Бернда Майландера, идеально подходит для остановки в боксах. На трассе уже действует ограничение скорости (пилотам надо снизить скорость так, чтобы время круга выросло на 40 %) – и за то время, что гонщик проводит на пит-лейне, его соперники проезжают гораздо меньше, чем можно было бы в гоночном режиме.

Именно это позволило Льюису вернуться в гонку в восьми секундах перед напарником – хотя затем этот отрыв, разумеется, сократился до нескольких десятых.

Судьбу победы в гонке еще до выезда машины безопасности решили тактические действия Mercedes. Когда лидировавший Боттас отправился в боксы на 16-м круге, ему сменили один комплект шин Medium на другой. Из этого автоматически следовало, что финну придется в дальнейшем возвращаться в боксы, чтобы получить (в соответствии с требованиями правил) какой-то другой состав.

В Mercedes объяснили свои тактические действия тем, что до старта наилучшей схемой им представлялась Medium-Medium-Hard. После финиша, разумеется, не вызывало сомнений, что такой вариант был избыточно консервативным. Но нельзя обвинять Джеймса Воулза и его коллег из тактического штаба в непродуманных действиях.

Причиной таких оценок во многом был новый асфальт «Сильверстоуна», уложенный в этом году. Давайте вспомним в этой связи историю из недавнего прошлого. Когда в 2014-м Формула 1 впервые приехала в Сочи, то до начала уик-энда звучали оценки, что гонку получится проехать минимум с тремя сменами шин. Но затем по ходу тренировок выяснилось, что хватит двух пит-стопов, после квалификации говорили об одном, а в итоге оказалось, что Нико Росберг вообще преодолел почти всю дистанцию на одном комплекте шин, который ему поставили в конце первого круга.

Вот и в Сильверстоуне новый асфальт оказался не таким страшным. В командах Ф1 вообще склонны оценивать ситуацию так, чтобы гарантированно избежать проблем. Это же, кстати, свойственно и Pirelli – их оценки «предельных» возможностей составов не раз и не два перекрывались пилотами в гонках.

Наконец, не стоит забывать, что Ферстаппену на первом пит-стопе тоже сменили Medium на Medium. Но в Red Bull все сделали верно, мгновенно скомандовав своему пилоту вновь ехать в боксы после вылета Джовинацци и переобуваться на Hard, чтобы ехать на нем до финиша. В Mercedes почему-то решили иначе – и вот тут действительно можно говорить о довольно грубой ошибке. К счастью для команды, скорость ее машин в Сильверстоуне вкупе с аварией Феттеля и Ферстаппена позволили Боттасу спасти второе место.

Что до Хэмилтона, то ему вновь сопутствовала удача. В Mercedes успели внести в свою тактику необходимые коррективы и для Льюиса использовали более оптимальный вариант с единственной остановкой в боксах, во время которой болид британца сразу переобули в Hard.

Казалось бы, к моменту выезда автомобиля безопасности для Шарля все складывалось наилучшим образом. Отбив атаки Ферстаппена, а затем и обогнав того после проигрыша позиции на синхронном пит-стопе, монегаск шел четвертым – а потенциально третьим, так как Феттель еще не был в боксах.

К 20-му кругу, когда было объявлено о нейтрализации гонки, впереди Леклера был Боттас, которому, как известно, требовался еще один пит-стоп. По решению команды Шарль не поехал в боксы сразу, как Хэмилтон, Феттель и Ферстаппен. Но уже на следующем круге все-таки переобулся.

Не лучше ли было продолжать гонку на имеющемся комплекте? Ведь, оставшись на трассе, Леклер получал реальный шанс финишировать вторым.

Глава Скудерии Маттиа Бинотто объяснил это коварными радиопереговорами Red Bull, которые сбили с толку штаб Скудерии.

Несколько странно слышать подобное, учитывая, как часто все в Ф1 повторяют, что заняты только своей гонкой и не смотрят на соперников. В любом случае, очевидный минус принятого решения был в том, что пилот разом откатился на шестую строчку.

Против Скудерии в той ситуации сыграло решение поставить Леклеру Medium на первом пит-стопе. Если бы тогда команда выбрала Hard, можно было бы спокойно доехать на нем до клетчатого флага. Но преодолеть 39 финальных кругов на Medium, да еще и отбивая атаки преследователей, было почти нереальной задачей.

Так что в Ferrari тоже сделали правильно, сменив своему гонщику шины – просто выбрали для этого не самый удачный момент. У Скудерии было достаточно времени, чтобы обслужить две машины на одном круге – и в этом случае Леклер, скорее всего, остался бы впереди Ферстаппена.

В теории можно было попробовать действовать так же, как в Mercedes с Боттасом, то есть отложить второй пит-стоп. Но у Ferrari не было особого преимущества в скорости над Red Bull, и этот план едва ли принес бы плоды.

Применительно к Гран При Великобритании ответить на этот вопрос можно весьма точно – благодаря удивительной истории с Алексом Элбоном. Пилот Toro Rosso всю гонку претендовал на очки, но выпал из десятки в самом конце, когда окончательно сдали шины Medium. Изначально команда собиралась провести два пит-стопа, но отменила второй по удивительной причине: датчики на силовой установке зафиксировали резкий рост напряжения, и в момент переобувания механиков могло ударить током.

Стоит отдельно отметить, что о планах ехать на втором комплекте до финиша команда сообщила гонщику не сразу. Элбон даже посетовал по радио, что если бы знал о такой необходимости, не нагружал бы шины столь сильно на втором отрезке.

В итоге невезучему пилоту не хватило всего пары кругов до десятого места, а мы получили уникальные данные о работе резины. Анализ темпа показывает, что Алекс практически до самого конца мог поддерживать выбранную скорость. И проехал на одном комплекте 39 кругов. Тридцать девять. Тогда как в Pirelli говорили максимум о 25. С учетом всех оговорок совершенно очевидно, что на 30 кругов комплекта Medium определенно хватало.

Из тех 17 гонщиков, что добрались до клетчатого флага, восемь преодолели дистанцию с одним пит-стопом. Шестеро использовали схему Medium-Hard, а Нико Хюлькенберг – даже Soft-Hard.

Все это позволяет заключить, что схема с одним пит-стопом был в данном случае оптимальной. При этом комбинация Soft-Medium явно не была оправданной: сознательно выбравшим ее гонщикам пришлось бы, как показывает пример Элбона, быть очень аккуратными с шинами и жертвовать ради этого темпом.

Варианты Medium-Hard и Soft-Hard примерно равнозначны, и выбор в пользу какого-то из них каждая команда делала индивидуально, исходя из поведения собственной машины с полными баками в тренировках.

В Mercedes просто подошли к выбору тактики перед стартом излишне консервативно, а потом скорректировали свои планы. Это стоило Валттери Боттасу победы – зато, нет сомнений, очень порадовало трибуны «Сильверстоуна».

Источник