Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

Мнение: Феттеля зря винят в неумении бороться – Леклер ничем не лучше

Мнение: Феттеля зря винят в неумении бороться – Леклер ничем не лучше

«У Феттеля бесконечный кризис», «он всегда ошибается в напряженный момент» или даже «Тефтель совсем сдулся» – примерно так отзывались о четырехкратном чемпионе мира после аварии в Сильверстоуне. Конечно, тональность и стилистика этих высказываний больше говорили об их авторах, чем о Себе. Но суть сводилась к одному: оказавшись под серьезным давлением, Феттель его не выдерживает. И с годами эта проблема все нарастает.

С этим действительно трудно поспорить. Все мы помним добрых пяток разворотов в самые неподходящие моменты или пинок в бок Льюиса Хэмилтона в Баку. И вот теперь – свежий эпизод, приезд в корму Ферстаппена.

Самую интересную мысль насчет Себа высказали в итальянском издании Corriere della Sera. Патриарх автожурналистики, автор сценариев к фильмам про Жиля Вильнева и Айртона Сенну Джорджо Терруцци предположил, что причина проблем Феттеля – в тепличных условиях, в которых немец провел большую часть карьеры. Да и жизни.

Что же, действительно. Себастьян родился в многодетной немецкой семье, но никогда не упоминал ни о каких финансовых проблемах. Его первый же сезон в формульных гонках принес ему первые победы. В восемнадцать он уже был тест-пилотом в Формуле 1. Стал самым молодым победителем и самым молодым чемпионом в истории серии. К тридцати годам стал несомненным членом автогоночного пантеона и лидером команды своей мечты. Черт, да Себ даже женился на подруге детства. В голливудском фильме он стал бы примером чрезмерно правильного и успешного соседа главного героя, с улыбкой стригущего газон по утрам. Но делает ли его все это плохим гонщиком?

Конечно, Феттель прошел ускоренную подготовку в процессе толкотни в середине пелотона – полтора года в Toro Rosso. Но на его счету были и проигранная Баттону борьба за титул в 2009 году, и зарубы за чемпионство с Фернандо Алонсо, психологически тяжелейший 2014 год… Да и после прихода Себа в Ferrari, когда он со второго раза выиграл за рулем красного болида, никто не вспоминал о бесхарактерности немца.

У Феттеля действительно проблемы уже третью гонку подряд. Началось все во Франции, куда Скудерия привезла свой новый пакет обновлений. Приходит на ум один одиозный телеведущий и его мем-реплика про совпадения.

Возможно, французский пакет действительно больше подошел Шарлю Леклеру, чем Себастьяну, и отсюда этот спад. А может, просто так сложились обстоятельства. Все-таки три гонки – не приговор.

Другое дело – контактная борьба. Целый ряд событий последних лет показывает: как только напряжение нарастает, у Себастьяна коротит клеммы. Он либо допускает ошибки в пилотаже, либо становится жертвой психологических срывов (все тот же Баку).

Бывший начальник Себа Кристиан Хорнер не так давно с нежностью заметил, что Феттель прекрасно работает лидером. Дай ему лучшую машину – и он будет королем, уверенным в себе и не допускающим ошибок. А в тесной и напряженной борьбе ему действовать куда труднее. Но во-первых, трудно представить пилота, к которому такое заявление бы не подошло. А во-вторых, весьма разумный ответ на это недавно дал Маттиа Бинотто. Итальянец заметил, что его пилотам приходится вести борьбу с Mercedes на пределе сил, а то и за пределами. И в такой ситуации ошибиться проще простого. В отчаянной попытке прыгнуть выше головы иногда можно и остаться без штанов. Но если не пытаться, то зачем вообще участвовать?

Нетрудно представить, что происходит в голове у Себа, когда он и так с огромным трудом пытается бороться с Хэмилтоном и Боттасом, а тут его еще и Ферстаппен накрывает. Нет, конечно, это не оправдывает ошибок. Большой спортсмен не должен психовать в такой ситуации. Ну так и Зидан не должен был бить в грудь Матерацци. А Тайсону вряд ли следовало пробовать Холифилда на вкус. Но shit happens, как говорил Форрест Гамп. Мы же любим спорт за эмоции, правда? Иначе можно было просто высчитать победителя гонки на компьютере, исходя из входящих данных.

Наконец, последняя претензия к Феттелю заключается в том, что он не просто не выдерживает плотной борьбы. А просто не умеет ее вести. Заявление о том, что Себ не выигрывал в чемпионате мира ни одной гонки, в которой стартовал ниже третьего места, по-прежнему актуально. А одержал немец к этому моменту целых 52 победы. Но на это можно посмотреть и с другой стороны: Себ, имея быструю машину, просто не проваливал квалификаций.

Возможно, его талант действительно не того рода, что у Ферстаппена или Риккардо. Возможно, размеренный и расчетливый Себастьян не успевает реагировать на движения соперника на трассе с той же скоростью, что его бывшие коллеги по программе Red Bull. А потому не умеет так мастерски совершать обгоны. А может, он просто так хорош в квалификации, что всегда выжимает абсолютный максимум из конкретной машины на конкретном этапе. И стартует ниже третьего места, лишь когда скорости нет от слова совсем. В конце концов, есть футбольные команды, которые блестяще отыгрываются при счете 0:3. А есть те, которые до такого счета просто не доводят дело.

Любопытно, что говоря обо всех этих недостатках Себастьяна, в контрпример приводят Шарля Леклера. И вот тут есть критическое противоречие: монегаск-то тоже себя мастером контактной борьбы пока не показал. Шарль дважды в этом сезоне мог выиграть Гран При – но оба раза стартовал с поул-позиции. Весомых прорывов у него тоже не было.

Шарль вообще за весь сезон улучшил стартовую позицию по ходу гонки только раз: в Баку, когда разбил машину в квалификации и на решетке стоял за спинами пилотов на ощутимо более медленных машинах (Норриса и Переса, к примеру). Причем вторую из своих побед Леклер уступил как раз в контактной борьбе, когда уступил Ферстаппену внутреннюю траекторию на входе в поворот и позволил отпихнуть себя в сторону после апекса.

В Сильверстоуне монегаск было взялся дать жесткий ответ, и, будем честны, подарил нам самые яркие моменты гонки в ходе борьбы с Ферстаппеном. Шарль отбивался очень долго в дебюте гонки, а после проигранного пит-стопа смог моментально атаковать за счет лучшего прогрева шин.

Но когда на рестарте Гасли жестко оттормозил Макса и подставил его под атаку Леклера, тот вновь спасовал. Причем Шарль явно был быстрее и давил до победного, не чураясь методами самого Ферстаппена. Но Макс и тут праздновал победу – даже будучи выдавленным с трассы он отстоял позицию.

Так что прежде, чем кричать «Король умер. Да здравствует король!», стоит подумать: действительно ли молодой гонщик Ferrari превосходит опытного мастерством контактной борьбы? Или, если мы ценим только ее, обоих лучше отправить в ралли?

Понятно, что появление молодого и сильного волка вызывает у стаи желание крикнуть «Акелла промахнулся». Но иногда кажется, что ряд поклонников Ф1 уподобляется небезызвестному Табаки, только и ожидая промаха Акеллы.

Источник