Мнение: глупо винить Mercedes в скучных гонках. Виноваты совсем не Хэмилтон и не Вольф

Мнение: глупо винить Mercedes в скучных гонках. Виноваты совсем не Хэмилтон и не Вольф

«В скучных гонках надо винить не пилотов, а тех, кто пишет правила», – недавно заявил Льюис Хэмилтон после скучной победы в одной из самых скучных гонок сезона. Трудно понять, что именно Льюис имел в виду – ведь именно Mercedes является одним из главных сторонников текущего технического регламента с момента введения гибридных моторов.

А вот почему Хэмилтон решил высказаться на эту тему, понять проще простого: пятикратному чемпиону вряд ли нравится, что его винят в его же победах. Огромное преимущество Mercedes в этом сезоне вызывает раздражение у всех, кто хочет хоть какой-то интриги. Но трудно не любить какой-то абстрактный пункт в регламенте (который, признаемся, далеко не все и читали). А вот не любить мультимиллионера и гламурную звезду, который своими победами лишает зрителей зрелища, довольно просто. Вот и сыпятся шишки на Mercedes и лично Хэмилтона: дескать, и правила они неправильные пролоббировали, пользуясь собственным авторитетом, и Валттери Боттасу побороться со своим лидером не дают, и вообще люди малоприятные.

Нет, конечно FIA и нынешним боссам Ф1 (а заодно и бывшим – привет Берни) тоже достается от недовольных фанатов и экспертов. Но им-то хотя бы за дело! Они действительно несут ответственность за качество всего этого шоу. А вот Mercedes попадает под раздачу просто потому, что лучше всех играет в эту игру. Впрочем, давайте по порядку.

Трудно поспорить с тем, что Mercedes – главный бенефициар введения гибридных моторов. В Штутгарте (и в английском Бриксворте, где непосредственно создаются двигатели для болидов Ф1) лучше всех подготовились к новой эре и уже в 2014 году выдали идеальную силовую установку, которая почти не ломалась и была ощутимо мощнее любого мотора соперников. Можем ли мы винить в этом чудо-техников немецкой компании? Очевидно, что нет.

Можем ли мы винить кого-то другого? Конечно. Ferrari и Renault – такие же автогиганты, как Mercedes, и ресурсов для разработки силовой установки им наверняка хватает. Почему же тогда одним потребовалось четыре года, чтобы настичь лидера, а другие не сделали этого до сих пор? Как говорил кот Матроскин, «средства у нас есть, у нас ума не хватает». Конечно, мы не станем обвинять две уважаемые компании в профнепригодности. Но раз их руководство не смогло наладить дела так, как успешно и быстро сделали их соперники, значит, в итальянском и французском королевствах что-то было неладно.

Человеческий мозг так устроен, что для осмысления красоты нам надо видеть в ней хотя бы мельчайший изъян. Отломанные руки Венеры Милосской, тонкий шрам на любимой попе из песни Андрея Макаревича, ложка дегтя в бочке меда… Ну, вы поняли. И из-за этого трудно любить нынешних пилотов Mercedes: они чересчур безукоризненны.

Льюис Хэмилтон уже третий год демонстрирует нечеловеческую стабильность. Он точен в каждом движении, проводит идеальные маневры и выжимает из машины максимум. А когда не выжимает, команда всегда находит в болиде поломку, которая Льюису помешала. Удивительные совпадения, не правда ли?

Создают ли Хэмилтону такой идеальный образ, или он и впрямь образец, но любви ему это в любом случае не добавляет. Как вообще любить человека, которого даже и ненавидеть не за что? У Шумахера был образ чуть ли не мерзавца, готового ради победы на все. К Райкконену притягивает имидж развеселого бухаря и острослова. Черт, даже Феттель со своими эмоциями напоказ дает повод любить и ненавидеть. А Льюис? Любить можно его победы, а не любить? Разве что гламурный образ, показы мод да танцы с Рианной. Но в 2019 году обвинять человека в таком поведении уже как-то глупо.

Что до Боттаса, то и он идеальный. Идеальный помощник команды в гонке за титулами. Причем безупречность Валттери обеспечена именно тем, что (по мнению многих) лишает его шансов в борьбе за титул: финн никогда не переходит грань. Оказавшись перед выбором, отступить или рискнуть всем, Боттас как правило поднимает ногу с педали газа. Пожалуй, весь мир, за исключением Финляндии, предпочел бы на его месте другого пилота: дерзкого Окона, юного Расселла, да хоть того же Феттеля. Но есть Валттери. И его репутация – без единого пятна.

«Они не могут реализовать свой потенциал, а мы работаем на максимуме», – так Хэмилтон еще весной объяснил преимущество своей команды над Ferrari. И это кажется правдой.

Трудно вспомнить хоть один этап, на котором немцы подвели бы своего пилота на пит-стопе, провалились с тактикой или устроили чехарду и споры на пит-волле. Даже не лучшая тактика в Канаде была лишь спорным решением, а не провалом.

А уж конфликтов в Mercedes не было с тех пор, как Нико Росберг переквалифицировался из чемпиона мира в видеоблогеры. Да и при нем все разрешалось неимоверно тихо и спокойно. В любой другой команде инцидент, как в Бельгии-2014 или Испании-2016, привел бы к мощному скандалу. Вы просто представьте на месте одного из пилотов Ферстаппена, Алонсо или Переса. А что в Mercedes? Так, пара строгих фраз от Тото Вольфа.

И вот это спокойствие, вот эта безупречность, какая-то нечеловеческая белизна, признаемся, иногда раздражает. Хочется уже увидеть пятно на белом снегу. Но в то же самое время обвинять людей в том, что они изо дня в день отлично делают свою работу – абсурд.

В 2019 году придумали новую причину винить Mercedes – новые шины с более тонким рабочем слоем. Говорят, их тяжело прогревать и удерживать нужную температуру. Но у Mercedes почему-то получается!

Эксперт по всем на свете вопросам Хельмут Марко чуть ли не впрямую обвинил Ф1 и FIA в потакании немцам. Дескать, новые покрышки только у них и работают – так что, надо все срочно поменять. Особенно Марко напирал на то, что в годы бесконечных побед его Red Bull правила меняли регулярно, чтобы ослабить лидеров.

Так вот сюрприз – зимой шины как раз и поменяли. Просто Mercedes приспособился к новым покрышкам лучше всех конкурентов. Как справедливо заметил Тото Вольф, в его команде всю зиму работали над этим и отлично справились. А вот соперники были не столь хороши.

Чудовищное преимущество Mercedes над всем остальным пелотоном действительно делает гонки скучнее. Но обвинять в этом Хэмилтона и компанию – все равно что винить вовремя пришедший поезд в выдерживании графика. Если кого и обвинять, то руководство Ferrari, теряющее важных сотрудников. Red Bull, который не мог договориться с поставщиками моторов во многом из-за собственных публичных истерик. Renault, которым на дорогу к успеху требуется пятилетка (а потом еще года три, а потом еще немного, а потом французы в очередной раз задумаются, так ли им нужна Формула 1). McLaren и Williams, которые никак не приспособятся к новым временам.

А победителей если и судят, то точно не за их успех.

Источник