Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

Уйти нельзя остаться. Три способа спасти карьеру Феттеля

Уйти нельзя остаться. Три способа спасти карьеру Феттеля

Можно ли выиграть четыре чемпионских титула подряд, но вместо признания получить статус «водителя самовоза»? А проиграв вторую внутрикомандную дуэль за 12 лет, сразу быть переведенным в статус лузера?

Как, будучи одним из самых успешных пилотов в истории, покинуть Формулу 1 неудачником? Кажется, на эти вопросы стремится ответить карьера Себастьяна Феттеля.

По разным причинам звездного мальчика бэби-Шуми невзлюбили с самого начала его карьеры. И выигрывает-то он благодаря машине, а не своему мастерству, и напарников его всячески притесняет злое руководство команды (вернее, теперь уже двух разных команд), и Ferrari он к титулу не привел. И как будто все забыли, что мы говорим о человеке, который за 13 лет в Формуле 1 всего два полных сезона провел без единой победы.

Сейчас ситуация у Себастьяна еще хуже, чем прежде. Он действительно проиграл дуэль второгодке, и – так совпало – уже второй раз покидает команду сразу после поражения. Да, решение Ferrari объявить о расставании еще до старта сезона-2020 явно бьет по имиджу Феттеля. Он (якобы) опять бежит от молодого напарника.

Вдобавок, шансов что-то исправить остается очень мало. Как справедливо заметил Кристиан Хорнер, во всех топ-командах уже есть свои альфа-самцы. Зачем им еще один? В Red Bull не зовут, в Mercedes Вольф и Хэмилтон не горят желанием видеть Себа, McLaren сразу выбрал Риккардо.

Остались ли у Феттеля шансы спасти карьеру? И при этом не превратить ее в истории провалов начиная с 2015 года. Давайте посмотрим, какие варианты остались у Себастьяна. Их не так много: реалистичных опций у Феттеля всего три штуки.

Кажется, большинство экспертов склоняются именно к тому, что Себастьян покинет чемпионат в декабре 2020-го. После неудачи проекта с Ferrari найти в себе мотивацию немцу и впрямь будет непросто: титулов у него навалом, вернуть славу команде мечты он не смог, за что теперь бороться? Тут еще и коронавирусный отпуск показал Себу все прелести стабильной семейной жизни на вилле в Швейцарии. Но даже если уходить в 2020-м, то сделать это надо красиво.

По существу, варианта тут два: стать чемпионом самому или помочь взять титул Леклеру. В первом случае Себ заткнет всех, кто твердил о его проигрыше монегаску и «самовозных» титулах. Однако сделать это будет чертовски тяжело.

Всерьез рассуждать о расстановке сил между болидами сейчас не приходится. С тестов прошло три месяца, а до старта сезона пройдут четыре с половиной. В Маранелло активно клепают обновления, в Брэкли и Милтон-Кейнсе тоже без дела не сидят. Чья машина будет быстрейшей в июле – загадка.

Да и будет ли это главным фактором? Уже много кто отметил: в скомканном, перекрученном сезоне возрастет роль случайности. А еще – умения этой случайностью пользоваться. Плюс не обойтись будет без спокойствия и хладнокровия: цена ошибки на коротком отрезке возрастет. Ну и, понятное дело, куда без мастерства. Умение на одном-двух Гран При прыгнуть выше головы принесет огромную прибыль на дистанции в 10-15 гонок.

Пользоваться шансами Феттель умеет. По крайней мере, умел. Сомневаться в его мастерстве тоже никто из экспертов себя пока не позволяет. А вот со спокойствием и хладнокровием у Себастьяна большие проблемы. За пять лет в Ferrari он наделал ошибок на большую подборку.

Однако тут Себастьяну как раз может сыграть на руку заранее объявленное расставание с командой. Он больше не тот парень, на которого молятся в Маранелло. Теперь он просто старый чемпион, который скоро уйдет. Возможно – громко хлопнув дверью. Расставание всегда освобождает. Может, и Себу поможет?

Вариант с завоеванием титула был бы идеальным, но сказочным. После такого Феттель ушел бы на пенсию королем, но шансы совсем невелики. Есть еще помощь Леклеру. Она тоже сняла бы с Себа множество обвинений. Например в том, что он не командный боец и завзятый эгоист. Да и сама история ветерана, который плюнул на свои амбиции ради команды и молодой звезды – чем не Голливуд?

Шансов на ее осуществление побольше, чем на собственный титул Себа. В конце концов, Леклер на Феттеля явно работать не будет. А отсутствие командной работы как раз и било по Ferrari весь прошлый год. Если Себ и Шарль договорятся и смогут действовать сообща, то дадут куда лучший отпор Mercedes. А там уже будет видно, действительно ли Леклер такая звезда, какой его сочли после прошлого сезона.

Наконец, последний вариант для хорошего ухода – красивое поражение. Оно применимо к обоим предыдущим вариантам. Только во-первых, надо вести упорную борьбу до самого конца, а не сложить оружие за пять этапов до финиша. Тут должен помочь короткий сезон.

Второе условие – надо, наконец, проиграть достойно. Не переставлять таблички, не материть судей по радио, не врезаться в соперников. Уйти чемпионом, который больше не может бороться за титул, а пылить в середине десятки не видит смысла. Грустный, но все-таки хэппи-энд.

Однако не стоит лишать Феттеля шансов на продолжение карьеры. В конце концов, по возрасту он ближе к Риккардо, чем к Хэмилтону. И варианты у Себастьяна пока есть.

Непонятно, кто выиграет закулисную борьбу в Mercedes: боссы Daimler (хотят нанять Себа), Тото Вольф (ставит на Расселла) или Льюис Хэмилтон (поддерживает Боттаса). Если руководство концерна одержит верх, то Феттель получит новый шанс.

Непонятно, кто в такой ситуации выступит напарником Себастьяна. Если Хэмилтон, то – прав Берни Экклстоун – мы получим лучшую дуэль пилотов за последние годы. Давненько у Льюиса не было соперника внутри команды. Если же действующий чемпион решит повесить руль на гвоздь, то у Феттеля будет прямая дорога к титулу.

И даже поражение во внутренней дуэли с Хэмилтоном не будет катастрофой. Вряд ли Себ совсем рассыпется и не нанесет пары ответных ударов. А уйти, уступив шестикратному чемпиону, все-таки лучше, чем проиграв новичку.

Если же в Mercedes не позовут, то остаются варианты в середине пелотона. Самый явный – Renault. Конечно, это не команда мечты, и сумеют ли в Энстоуне найти прорывные решения к 2022-му, тоже непонятно.

Но шансы повторить историю Кими Райкконена в Lotus у Феттеля будут. Дальше уже дело за ним. Даже просто став лучшим в середине пелотона, Себ поправит свою репутацию. Как минимум докажет, что он далеко не середняк. Надо ли ему это? Кто знает, что сейчас роится в голове у немца.

Наконец, последний вариант спасения – даже не начинать сезон-2020. Признаться, что мотивации уже нет, отпуск с детьми показал прелести спокойной жизни, да и нервы на трассе стали ни к черту.

На это можно было бы задним числом списать и поражение от Леклера, и ежегодные дурацкие ошибки, и психозы в Монреале и Баку. Конечно, такой уход – тоже поражение. И вряд ли кто-то из нас хочет видеть многократного чемпиона мира, убегающего без последнего боя.

Но что, если этот последний бой уже состоялся? И уже был проигран? Тогда лучше уйти прямо сейчас и не махать остатками кулаков после драки. Но сказать, так ли это на самом деле, может только сам Себ. Подождем его ответа.

Источник