Пять эпизодов из жизни Ники Лауды, о которых вы могли не знать

Пять эпизодов из жизни Ники Лауды, о которых вы могли не знать

Главные эпизоды карьеры покинувшего этот мир Ники Лауды прекрасно известны: успехи в Ferrari – и возвращение на вершину после тяжелой аварии на «Нюрубргринге», жесткие переговоры с руководителями команд и спонсорами – и пол-очка отрыва от Алена Проста на финише сезона-1984, противоречивые годы в руководстве команды Jaguar – и участие в невероятно успешном проекте команды Mercedes.

Мы решили вспомнить пять, может быть, не самых важных, но запоминающихся моментов из жизни и гоночной карьеры великого австрийца.

Ради гонок обманывал родственников и выпрашивал у них деньги

Хорошо известно, что Лауда был родом из богатой семьи (владевшей несколькими бумажными фабриками), и что его семья никогда не одобряла увлечения гонками. Многие могут вспомнить, что пилот из-за этого перестал разговаривать со своим дедом: Лауда договорился было с руководством одного из австрийских банков о спонсорстве в рамках выступлений в Формуле 1 в 1972 году – а дед, входивший в совет директоров банка, отказался согласовать выделение денег.

И все же порой Ники удавалось заключать с родителями своеобразные сделки. К примеру, однажды будущий чемпион бросил школу и вместо этого стал помогать механикам в одной из автомастерских – что, как нетрудно догадаться, не вызвало особой радости в семье. В итоге был заключен договор: сын может рассчитывать на автомобиль, как только получит аттестат зрелости. Но Ники только сделал вид, что вернулся в школу – а аттестат в итоге просто подделал.

Обман, тем не менее, не был раскрыт – и Лауда получил в свое распоряжение новый Volkswagen. Машина была тут же обменяна на более подходящий для гонок Mini Cooper, а тот ­– разбит во время первого же выезда на трассу. Деньги на ремонт автомобиля Ники выпросил у бабушки.

Был известен как Крыса

Фамилия Лауды еще в середине восьмидесятых стала своего рода брендом, поэтому придуманные журналистами прозвища вроде Компьютера (за тщательно просчитанные действия на трассе) к всемирно известному Лауде уже не приклеивались. А вот в начале семидесятых пилота, который еще только начинал покорять Формулу 1, не стеснялись называть Крысой.

В этом прозвище не было ничего оскорбительного – причиной был своеобразный прикус, из-за которого передние зубы пилота очень часто были на виду. Гонщик и не обижался. Более того: если в первое время выступлений за Ferrari на визоре шлема Лауды были написаны имя и фамилия пилота, то позже их сменила надпись «Суперкрыса».

Заключал новый контракт через пару дней подписания старого

После яркого выступления Лауды за BRM на Гран При Монако 1973 года руководитель британской команды Луи Стенли предложил австрийцу контракт на три года с зарплатой в 30 000 фунтов. До этого Лауде практически всегда приходилось оплачивать свои выступления, поэтому он сразу же согласился на предложение.

«В те времена мы с двоюродным братом снимали небольшой офис в Зальцбурге, – вспоминал Лауда. – Там была секретарша, и я все время напоминал ей: "Если вдруг позвонят из Ferrari, сразу же найди меня, где бы я ни был". Когда я вернулся из Монако с подписанным контрактом и зашел в офис, секретарша сказала: "Только что звонили из Ferrari". Я сразу не поверил, но это был совсем не розыгрыш…»

На следующий день Лауда приехал к Маранелло, где обсудил с Энцо Феррари детали контракта на 1974 год. Представители BRM не стали подавать в суд, так как в это время команда оказалась на грани банкротства, и лишних денег на судебные издержки у британцев не было.

Устроил забастовку гонщиков Формулы 1

В 1982 году FISA (предшественница современной FIA) внесла изменения в правила получения Суперлицензии. Отныне в случае, если гонщик покидал команду по ходу сезона, руководство команды могло заблокировать его выступления в чемпионате до конца года.

Пилотам такое положение дел, само собой, не понравилось – и по ходу первого гоночного уикэнда, Гран При ЮАР, Лауда и Дидье Пирони (он возглавлял тогда Ассоциацию гонщиков Гран При – своеобразный профсоюз пилотов Ф1) сагитировали всех остальных устроить акцию протеста.

В итоге вместо участия в тренировках пилоты приехали в одну из гостиниц Йоханнесбурга и объявили забастовку: отказались выезжать на трассу, пока их требования не будут выполнены. Компромисса удалось достичь лишь к обеду пятницы, и гонка состоялась. Участников забастовки в итоге оштрафовали на суммы от 5 до 10 тысяч долларов.

Прилетал в Москву за штурвалом авиалайнера

История основанной трехкратным чемпионом мира авиакомпании Lauda Air также хорошо известна. Собственно, возвращение Лауды в Формулу 1 в восьмидесятых годах связывают именно с тем, что за первые годы своего существования компания влезла в большие долги.

В итоге в середине девяностых Lauda Air была поглощена более крупной Austrian Airlines, но уже в 2003 году Ники купил другую авиакомпанию и назвал ее Niki. Лауда озвучивал бортовое видео и нередко сам садился за штурвалы самолетов – в частности, в 2007 году трехкратный чемпион мира сам выполнил первый рейс из Вены в московское Домодедово.

Niki также была поглощена другой авиакомпанией – Air Berlin. Но когда та, в свою очередь, обанкротилась, Лауда выкупил свои самолеты обратно и основал новую компанию. Она существует по сей день под маркой Laudamotion.

Источник