Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

Как Williams упустила шанс вернуться в элиту Формулы 1

Как Williams упустила шанс вернуться в элиту Формулы 1

11 секунд за 11 кругов. Столько нужно было отыграть Фелипе Массе у Льюиса Хэмилтона на Гран При Абу-Даби-2014, чтобы вырвать победу. У Льюиса было 11 секунд преимущества, у Фелипе – свежий суперсофт и летящий на прямых болид Williams.

За предыдущие десять сезонов Williams одержала в Формуле 1 всего две победы. Причем каждый раз их приносили южноамериканцы – сначала колумбиец Монтойя, потом венесуэлец Мальдонадо. И вот, бразилец Масса получил шанс пополнить их ряды.

В 2014 году Williams по-настоящему ожила после шести сезонов прозябания в конце первой десятки Кубка конструкторов. Чудотворное воздействие на одну из самых титулованных команд в истории оказали новые моторы.

При переходе на гибриды в Williams отказались от Renault в пользу Mercedes. Так в Гроуве приняли, возможно, свое лучшее управленческое решение в 21 веке. В Бриксуорте построили силовые установки, которые доминировали несколько лет после введения нового регламента.

Вдобавок, сама Williams построила весьма подходящие этим моторам шасси. Машина была заточена под максимальную скорость и летела на прямых, как сумасшедшая. Все настроить у команды получилось не сразу, и весеннюю часть сезона она провела середняком. Однако летом пазл сложился и Валттери Боттас выдал серию из трех подиумов подряд. А после летнего перерыва Williams всерьез сцепилась с Red Bull за звание второй сильнейшей команды пелотона.

У технического подхода Гроу были и свои недостатки. Главный из них – низкая прижимная сила. Ей пожертвовали в угоду максимальной скорости и снижению лобового сопротивления. Из-за этого Williams не была боеспособна в Венгрии, Сингапуре и Японии. Зато в Спа и Монце ее болиды просто летели.

Тем не менее недостаток скорости в поворотах не позволял бравшему подиум за подиумом (всего шесть за сезон) Валттери Боттасу сразиться за победу. А Фелипе Масса и вовсе долго приспосабливался к машине, явно уступая напарнику. Бразилец вышел на пик только к концу года. Сначала Фелипе взял подиум у себя на родине, а потом схватился с Хэмилтоном за победу в Абу-Даби.

Льюис приехал на тот Гран При с солидным отрывом от Нико Росберга. Однако двойные баллы, введенные в том году для последней гонки сезона, оставляли немцу шанс. Нико взял поул, но пропустил напарника вперед в первом же повороте. Несмотря на небольшой отрыв Хэмилтона интрига сохранялась до середины гонки. Но затем у Росберга начались проблемы с мотором, и он стал постепенно проваливаться вглубь пелотона.

Таким образом, когда Масса выехал из боксов в 11 секундах позади Льюиса, тому уже нечего было бояться – титул в руках, только до финиша доехать. А вот для Фелипе эта погоня была невероятно важна. Мало того, что команда за десять лет выиграла две гонки. Так еще и сам бразилец не побеждал со времен того злополучного обломка, что прилетел ему в шлем в 2009-м.

И Масса давил на педаль, на каждом круге отыгрывая у (почти) чемпиона более секунды. Тото Вольф нервничал на пит-уолле рядом с Падди Лоу. Хэмилтона по радио просили взвинтить темп. Все понимали – стоит Массе въехать в зону DRS, как он просто пронесется мимо соперника на прямой.

Однако свежесть шин не длится вечно. За четыре круга до финиша разница в скорости упала до нескольких десятых секунды. Фелипе продолжал приближаться, но не успевал догнать. На финише разрыв между Mercedes и Williams составил 2,5 секунды.

Тем не менее Williams устроила настоящее празднество после финиша, и даже упущенный шанс на победу не мог его омрачить. Команда только что завершила свой лучший сезон с 2003 года, а впереди маячили новые перспективы. Red Bull была оставлена позади, до Mercedes оставалось всего несколько секунд. Казалось, еще полшага, и в Гроув снова поедут кубки победителей.

Сделать эти полшага не получилось. Машина-2015 по-прежнему не ехала на медленных трассах и страдала от огромной нехватки прижима. Вдобавок ожила Ferrari, а преимущество Williams на прямых уже не так впечатляло.

Williams вновь забуксовала по весне и разогналась к лету, но теперь подниматься на подиум получалось лишь в случае провалов конкурентов. Проблемы Red Bull с моторами помогли команде сэра Фрэнка остаться в первой тройке Кубка конструкторов, но подиумов было взято в два раза меньше, чем годом ранее.

Все это не убедило руководство команды в том, что надо бы что-то поменять. Клэр Уильямс и ее технический штаб продолжили делать ставку на максимальную скорость и аэродинамику, заточенную под прямые. Они не учли, что конкурентам Mercedes хватило пары лет, чтобы наконец приблизить свои силовые установки к немецкому эталону. Ferrari уже проигрывала не так много, Renault все еще отставала, но в Red Bull компенсировали проигрыш аэродинамикой.

Стартовые этапы-2016 показали, что место в тройке Williams больше не светит. У команды нарисовался сильный конкурент в середине пелотона – Force India. У нее были те же моторы от Mercedes и такая же дикая скорость на прямых, но специалисты нынешней Racing Point сумели совместить эти плюсы с куда лучшей прижимной силой. За счет этого машина теряла в поворотах намного меньше, чем Williams.

Фактически, сказочное возрождение Williams закончилось в 2016-м. По инерции команда еще пару лет цеплялась за топ-5, но двигатели Mercedes давали все меньше преимуществ над конкурентами, а сделать что-то самостоятельно в Гроуве не смогли. Когда же команда наконец решилась изменить концепцию болида, была допущена ужасная ошибка. Williams рухнула на дно.

Очевидно, что своим взлетом Williams обязана исключительно удачному решению перейти на силовые установки Mercedes одновременно со сменой регламента. Такой ход вполне можно назвать чистой удачей – никто в 2013-м не ждал провала от тех же мотористов Renault. Но получив в руки подарок судьбы, семья Уильямс не смогла им воспользоваться.

Те 2,5 секунды, что отделили Фелипе Массу от победы в Абу-Даби-2014, так и остались лучшим результатом команды с 2012 года. Кто знает, может, успей тогда Масса догнать и обогнать Хэмилтона, это дало бы команде новый толчок. А может и нет. Но как Фелипе в Абу-Даби, так и Williams в середине 2010-х остановились в шаге от вершины, не смогли на нее взойти и кубарем скатились вниз.

Почему все так вышло? Очевидно, мы должны согласиться с Жаком Вильневом – управление в команде ни к черту. Williams сохраняет модель работы 20 века, а на роль спасителей приглашает ветеранов в лице то Патрика Хэда, то Падди Лоу. И ничего не выходит.

Когда у команды была скорость и конкурентное преимущество в лошадиных силах, в ней не нашли смелости сделать новый шаг. Поменять концепцию болида, добавить ему прижимной силы и хотя бы попытаться построить универсальную машину.

Вместо этого команда поставила все лишь на один компонент – скорость на прямых. Ставка не сыграла, Williams рухнула в бездну. Возможно, новое возрождение придет с новым регламентом. И новыми владельцами.

Источник