Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

Квята оштрафовали жёстче, чем ошибавшихся так же. Но нет, это не заговор

Квята оштрафовали жёстче, чем ошибавшихся так же. Но нет, это не заговор

Гран-при Китая для Даниила Квята фактически длился всего пять поворотов — в шестом россиянин потерял автомобиль на разгоне и врезался в ехавших снаружи гонщиков «Макларена». Для всех троих борьба за очки на этом была фактически окончена, однако судьи дополнительно наказали Квята проездом по пит-лейн, хотя многие, включая Ландо Норриса и бывших пилотов Формулы-1 сказали, что это был рядовой гоночный инцидент, а штраф россиянина — чрезмерным.

Мы решили вспомнить, какие в прошлом сезоне решения выносили стюарды по поводу инцидентов на первом круге — и показать, насколько странным было наказание Квята в Китае. Обращаем внимание: разобраны были те эпизоды, по которым стюарды проводили полноценные расследования.

Первый серьёзный инцидент на старте в прошлом году произошёл в Бахрейне: Брендон Хартли в четвёртом повороте развернул «Форс Индия» Серхио Переса. Новозеландец получил десять секунд штрафа и два балла к Суперлицензии. «Пилот автомобиля № 28 поздно тормозил и спровоцировал аварию, — подчеркнули судьи в своём вердикте. — Он полностью несёт ответственность за столкновение».

В Баку Кими Райкконен уже в третьем повороте впечатал Эстебана Окона в отбойник, на чём гонка для француза окончилась. Изучив обстоятельства аварии, судьи решили, что Эстебан сам входил в поворот слишком оптимистично и в итоге не стали никого наказывать. «Пилот автомобиля № 31 согласился с судьями в том, что не должен предполагать, что рядом нет машин только лишь потому, что их не видно в зеркалах», — уточнили стюарды в официальном решении.

Зато десять секунд на первом круге той гонки получил Маркус Эрикссон — швед устроил аварию с Кевином Магнуссеном. Ещё пять секунд «схлопотал» Сергей Сироткин — за то, что на одном из торможений подцепил Серхио Переса. Зато эпизод, в котором россиянин оказался зажат между Алонсо и Хюлькенбергом, что стоило Сергею передней подвески, стюарды сразу сочли гоночным инцидентом и никого не наказали.

На Гран-при Испании произошёл один из самых крупных завалов сезона-2018: Ромен Грожан за один раз выбил Нико Хюлькенберга и Пьера Гасли. Француз, уворачиваясь от Кевина Магнуссена, потерял автомобиль снаружи второго поворота, после чего возвращался на трассу поперёк потока машин. Грожан оправдывался тем, что оставаться на месте было небезопасно, а его манёвр был наиболее безопасным решением. Но судьи в это не поверили и дали штраф в три позиции на старте следующей гонки.

«Стюарды пришли к мнению, что в сложившейся ситуации гонщик должен был найти иные альтернативы, поскольку пересечение трассы перед другими автомобилями — как это сделал он — всегда чревато аварией», — сказано в решении коллегии.

Домашняя гонка Лэнса Стролла в прошлом сезона завершилась уже на первом круге: канадец потерял контроль над машиной на выходе из пятого поворота и вынес в отбойник «Торо Россо» Брендона Хартли. Судьи в этом эпизоде не стали назначать штрафов: «Пилот автомобиля № 18 потерял заднюю ось автомобиля в пятом повороте, и поскольку два гонщика были близки, произошло столкновение. Ни один из гонщиков не может быть признан основным виновником».

На старте Гран-при Франции Себастьян Феттель развернул Валттери Боттаса — немец позже признал ошибку, отметив, что слишком поздно тормозил. Судьи оштрафовали немца пятью секундами. «Автомобиль № 77 оставил очевидно достаточно места в первом повороте», — отмечается в решении.

На старте Гран-при Великобритании Кими Райкконен развернул Льюиса Хэмилтона, из-за чего британец уже в начале гонки лишился шансов на победу. «Пилот автомобиля № 7 заблокировал переднее правое колесо, в связи с чем возникла недостаточная поворачиваемость, и в итоге привёл к аварии», — гласит вердикт судей. За свою оплошность финн также получил два штрафных балла к лицензии.

Любопытно, что всего в нескольких метрах позади произошёл похожий инцидент, но обошлось без штрафов. Ромен Грожан заблокировал колёса и зацепил в том же самом месте Кевина Магнуссена, однако стюарды сочли, что датчанин оставил меньше места, чем Хэмилтон, а потому тоже отчасти виноват в случившемся. «Инцидент произошёл в том числе по причине столкновения машин впереди», — добавили комиссары гонки.

Самый большой стартовый завал года в Формуле-1 случился в Бельгии — Нико Хюлькенберг «промазал» торможение в первый поворот и налетел на «Макларен» Фернандо Алонсо — испанец взмыл в воздух и перелетел через «Заубер» Шарля Леклера. До финиша никто так и не добрался, а виновник аварии — Хюлькенберг — получил штраф в десять позиций на старте следующей гонки и три штрафных балла к Суперлицензии. «Пилот автомобиля № 27 совершенно неверно оценил ситуацию и полностью признал свою ошибку», — сообщили стюарды.

Пять секунд тогда же получил Валттери Боттас — позади завала финн не успел среагировать на резкое торможение Сергея Сироткина и повредил тому заднее оперение. «Пилот автомобиля № 77 заявил, что торможение машины № 35 стало для него неожиданностью, но признал, что должен был оставлять больше пространства», — сказано в отчёте.

Гран-при Италии в Монце в прошлом году стал одной из худших гонок Феттеля в цветах «Феррари» — уже на первом круге он потерял машину (да ещё и в очной борьбе с Хэмилтоном!) и откатился в конец пелотона. Немец по радио тут же обвинил Льюиса в том, что он не оставил ему места, однако судьи сочли, что виновных нет.

В столкновении гонщиков «Форс Индия» на старте Гран-при Сингапура стюарды также не увидели виновных: внутри поворота в тот момент находился Ромен Грожан — все три машины входили практически в один ряд, потому избежать контакта с Оконом Перес не мог. «Судьи пришли к выводу, что ни на одного из пилотов нельзя возложить полную или основную ответственность за произошедшее», — гласит решение.

На первом круге Гран-при Японии Ферстаппен промахнулся на торможении перед шиканой и вынужден был срезать её, а возвращаясь едва не вынес Кими Райкконена — «Феррари» финна повезло не получить серьёзных повреждений. «После срезки шиканы автомобиль № 33 вернулся прямо на гоночную траекторию и в процессе столкнулся с автомобилем № 7», — отметили стюарды. Голландец в итоге получил пять секунд штрафа и один балл к гоночной лицензии.

Кроме того, по пять секунд получили Лэнс Стролл и Фернандо Алонсо — один выдавил другого с трассы, а второй срезал шикану и получил за счёт этого преимущество. Обоим также дали по баллу к Суперлицензии.

На Гран-при США прошлого года в глубине пелотона произошло сразу два контакта. Сначала Стролл при возвращении на трассу выбил Алонсо за что получил проезд по пит-лейн и два штрафных балла к Суперлицензии, а затем Грожан заблокировал колёса перед 12-м поворотом и врезался в Леклера — это стоило французу трёх позиций на старте следующей гонки.

К слову, на старте той гонки произошёл ещё один инцидент — Даниэль Риккардо допустил небольшой контакт в борьбе с Себастьяном Феттелем. Судьи не стали винить кого-то одного, обошлось без штрафов.

Финальная гонка прошлого сезона началась со столкновения Грожана и Хюлькенберга — последний резал поворот, словно внутри никого не было, в результате чего «Рено» взмыла в воздух и днищем вверх зависла на отбойниках. Стюарды решили, что виновных в столкновении нет: «Это был частый для первых кругов инцидентов, никто из гонщиков не может нести за него всю ответственность».

На Гран-при Китая судьи наказали Квята проездом по пит-лейн — такой штраф за инциденты на первом круге в прошлом году применялся лишь один раз — в отношении Стролла в США. Однако в той ситуации Лэнс возвращался из-за пределов трассы, то есть в принципе должен был уступать тем, кто ведёт борьбу в пределах полотна.

Квят боролся за позицию и оставлял соперникам места, а сам инцидент произошёл из-за внезапной избыточной поворачиваемости машины на выходе — первый контакт с «Маклареном» произошёл после обратного движения рулём россиянина. Судьи посчитали, что именно этот момент и привёл к аварии — не учитывая положение машин на трассе. Так, например, за «коробочку», в которую угодил Сироткин в Баку, никто не получил штрафов, а здесь Даниил получает одно из самых строгих «пенальти» в Формуле-1. В подавляющем большинстве случаев за такие инциденты судьи наказывают пятью-десятью секундами.

Любопытно, что Лэнс Стролл на Гран-при Канады вообще не получил никаких санкций — даже предупреждения. Хотя, как и Квят в Шанхае, Стролл внезапно потерял контроль над автомобилем, что привело к сходу другого гонщика. Тогда судьи почему-то учли опасное положение Хартли и не стали винить Лэнса, а сейчас не были приняты во внимание ни манёвры Норриса, возвращавшегося с обочины, ни агрессивно атаковавший Сайнс. Их действия тоже сыграли роль в инциденте, а потому Квята сложно считать тем, кого стюарды в своих документах называют «основным виновником».

Многие считают, что против Квята в данной ситуации сыграла его репутация. Также наверняка сыграло роль то, что инцидент произошёл почти на старте — это один из наиболее опасных моментов гонки и судьи не поощряют агрессивный пилотаж на первом круге.

Как бы то ни было, не стоит говорить о каком-то заговоре против Квята или российских гонщиков. А в некотором смысле Даниилу даже повезло: если бы он сошёл с дистанции или судьи просто хотели бы отравить ему жизнь, то наверняка выписали бы ему три-пять позиций штрафа на решётке в Баку.

Кроме того, дополнительный штраф в виде двух баллов к Суперлицензии — тоже стандартная в таких случаях мера (столько же, например, Райкконен получил за разворот Хэмилтона в Сильверстоуне). Но хорошо, что после гонки Даниил сходил к судьям и обсудил ситуацию — в следующий раз при виде фамилии «Квят» у стюардов может не возникнуть автоматическое желание выписать наказание пожёстче.

Источник