Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

10 самых успешных гонщиц в истории. Они боролись с мужчинами на равных и выигрывали

10 самых успешных гонщиц в истории. Они боролись с мужчинами на равных и выигрывали

Автогонки – тот самый вид спорта, где полового неравенства не было никогда. В отличие от почти всех остальных спортивных дисциплин автогонки не делят зачеты на мужской и женский. И в Формуле 1, и на «Дакаре», и в классическом ралли мужчины и женщины десятилетиями сражаются на равных.

Мужчин-участников больше чисто статистически. Но это не значит, что женщины в гонках не участвуют или отсиживаются на вторых ролях. По случаю Международного женского дня 8 марта мы собрали истории десяти по-настоящему успешных женщин в мировом автоспорте.

В истории Формулы 1 было не так много участниц женского пола: на всех приходится в сумме всего 0,5 очка. Тем интереснее история той гонки, когда женщина первый и последний раз финишировала в очковой зоне.

Знакомьтесь, кто еще не слышал: Мария Грация «Лелла» Ломбарди, итальянка, до сих пор остающаяся самой успешной женщиной, когда-либо выходившей на старт Гран При Формулы 1.

Начало гоночной карьеры Ломбарди по современным меркам сложилось просто удивительно. Ее родители не отдавали дочку в картинг и не учили водить: в ее семье никто не умел управлять автомобилем. Но именно это обстоятельство и вынудило молодую итальянку сесть за руль развозного фургончика, чтобы помочь отцу в его мясной лавке.

Ломбарди всерьез занялась гоночной карьерой, когда ей было 20 лет. Начав с картинга, итальянка перешла в региональные формульные соревнования и даже выигрывала местные чемпионаты. Впервые за руль Формулы 1 Ломбарди села в 1974 году. Спустя год 34-летняя гонщица провела полный сезон в чемпионате мира на автомобиле March.

В Гран При Испании того же года Ломбарди шла на шестом месте, когда на 25-м круге на машине Рольфа Штоммелена сломалось заднее антикрыло. Эта поломка спровоцировала аварию, в которой погибло пятеро зрителей. Гонку остановили, а всем участникам дали по половине очков, так как они не проехали полную дистанцию.

В то время за шестое место давалось одно очко, так что Лелле досталась половина. И этот результат до сих пор остается главным женским достижением в Формуле 1. Причем в том не вина Ломбарди: итальянка действительно была быстра и могла бы и дальше если не бороться за победы, то сражаться за места в очковой зоне. Однако этому помешали проблемы с надежностью болидов March, а также нехватка спонсорской поддержки. В 1976 году Ломбарди покинула Формулу 1, в общей сложности приняв участие в 12 гонках.

Американцы любят давать яркие прозвища своим героям, но Китти О'Нил вполне заслуживает своих эпитетов. Ее называли Чудо-женщиной. Если более скромно, то самой быстрой женщиной на свете. С последним спорить бесполезно: никто из прекрасной половины человечества кроме О'Нил до сих пор не побил ее рекорд скорости в 999 километров в час.

Будущая гонщица родилась в США в семье военного летчика и коренной американки из племени чероки. Ее отец погиб в авиакатастрофе, а сама Китти в возрасте пяти месяцев из-за перенесенных детских болезней лишилась слуха.

Считается, что именно эти детские утраты и повлияли на боевой характер О'Нил. С юных лет она начала активно заниматься спортом. Китти увлеклась плаваньем и даже готовилась принять участие в Олимпиаде, но из-за очередной болезни была вынуждена отказаться от профессиональной спортивной карьеры.

В итоге О'Нил стала профессиональным каскадером и установила множество рекордов скорости. В 1976 году за рулем трехколесного автомобиля с работавшим на перекиси водорода реактивном автомобиле она преодолела рубеж в 999 километров в час.

Были у О'Нил и другие похожие рекорды. В частности, она до сих пор остается рекордсменкой среди женщин по скорости на воде: на реактивном катере она разогналась до 442 км/ч. Еще более впечатляет другой рекорд бесстрашной американки: 169 км/ч на водных лыжах.

У каждой великой автомобильной нации есть свой «Запорожец». Для французов это Citroen 2CV. Именно за рулем такой машины по живописным дорожкам французского средиземноморья училась водить 14-летняя француженка Мишель Мутон.

Родители, впрочем, не готовили Мутон к карьере в автоспорте. Она поступила на юридический факультет, а ралли увлеклась с подачи своего приятеля. В первое время Мишель выступала в роли штурмана, однако очень быстро перебралась в кресло водителя. И тут стало понятно, что у Мутон прирожденный талант.

Рубеж 70-х и 80-х считается золотой эпохой мирового ралли, когда из-за специфики технического регламента машины группы B были готовы поспорить в скорости чуть ли не с болидами Формулы 1. Это эпоха прихода в ралли полного привода, высоких скоростей, опасных столкновений и борьбы Мишель Мутон за титул чемпионки мира.

В 1982 году за рулем Audi француженка выиграла у мужчин три этапа и завершила сезон вице-чемпионкой мира, уступив победителю Вальтеру Рёрлю всего 12 очков. И это при том, что у Мутон по ходу сезона было пять технических сходов против трех у легендарного Рёрля.

В карьере Мишель была и победа в «24 часах Ле-Мана» в классе автомобилей с объемом двигателя до двух литров, и первое место в гонке по подъему на холм «Пайкс Пик». Француженка до сих пор остается значимой фигурой мирового автоспорта, занимая руководящие посты в Международной автомобильной федерации (FIA).

Современным поклонникам гонок Шмиц известна по различным телешоу, включая знаменитый эпизод передачи Top Gear, где она управляла дизельным фургоном Ford Transit на «Нюрбургринге». Собственно, именно с легендарной немецкой трассой и связана настоящая автоспортивная карьера Сабине.

Будущая звезда телеэкранов родилась в непосредственной близости от автодрома, ее родителям принадлежал близлежащий отель, да и сама Шмиц успела побывать владелицей ресторана при трассе под названием «Лисья нора». Однако главное призвание Сабине – быть гонщицей.

Шмиц никогда не выступала в серьезных гоночных сериях за пределами «Нюрбургринга», зато на родной трассе не раз сражалась за рулем BMW или Porsche, в том числе и в 24-часовых гонках серии VLN. Зная каждый камешек, вдавленный в асфальт «Северной петли», а также обладая отменным обаянием, Шмиц, пожалуй, больше других сделала для популяризации полулюбительского женского автоспорта на своей родной трассе.

В последние годы Сабине работает пилотом гоночного такси на «Нюрбургринге». И поверьте, круг по трассе с легендарной блондинкой за рулем BMW M5 не оставит вас равнодушным.

Следующая героиня – учитель географии из Португалии. В обычной жизни Элизабет Жасинту занимается преподаванием, а каждый январь уезжает в пустыню, чтобы участвовать в ралли-рейдах. Раньше это был «Дакар», сейчас – «Африка».

В 2019 году Жасинту стала первой в истории женщиной, победившей в ралли-марафоне «Африка» за рулем грузовика. А начинала свою гоночную карьеру Элизабет на мотоцикле. Ей было 24 года, когда она впервые заинтересовалась двухколесным транспортом. В тот момент Жасинту преподавала, была замужем и жила вполне респектабельной жизнью в родной Португалии. Фактически, они с мужем купили один мотоцикл на двоих от скуки.

Вскоре выяснилось, что мужу в костюме с галстуком ездить на работу удобнее на машине, так что именно Элизабет стала главной в семье по двухоколесной технике. Поездки на работу, затем мотопутешествия, наконец любительские гонки. А в 1998 Жасинту решила принять участие в «Дакаре», чтобы самой увидеть дюны, о которых она рассказывала на уроках своим ученикам.

Для того, чтобы выйти на старт, гонщица взяла кредит на покупку нового мотоцикла. На выплату долга ушло четыре года, но к тому моменту Элизабет уже выиграла марафон в женском зачете.

Тогда же гонщица решила принять новый вызов и пересесть с байка на грузовик. На многотонной машине Жасинту вышла на старт очередного «Дакара» спустя всего три месяца после получения прав на управление грузовиком.

В последние годы Жасинту предпочитает «Дакару» менее дорогой и более близкий к Европе марафон «Африка». Элизабет дважды финишировала третьей, дважды второй и, наконец, в 2019-м выиграла ралли-рейд в грузовом зачете.

Ютта Кляйншмидт – легенда ралли-рейдов. Это единственная женщина, когда-либо выигрывавшая «Дакар» в абсолюте, и один из лучших спортсменов за всю историю внедорожных соревнований. Имя Кляйншмидт стоит в одном ряду с Карлосом Сайнсом-старшим, Фабрицио Меони, Карелом Лопрайсом и другими столпами ралли-рейдов.

Как и большинство героинь нашего материала, Кляйншмидт начинала совсем не с гонок. Она работала инженером в концерне BMW, любила технику и сама копалась в деталях моторов. И если по работе Ютта была связана с баварскими автомобилями, то на досуге предпочитала мотоциклы той же марки.

Именно любовь к мотоциклам привела Кляйншмидт в многодневные гонки по Африке. Поговаривают, что для подготовки своего первого гоночного байка немка завезла мотоцикл в собственную квартиру, а чтобы он прошел в узкий дверной проем просто сняла один из двух цилиндров оппозитного мотора BMW.

Впрочем, наибольших успехов Кляйншмидт добилась за рулем автомобилей. Она пересела на четыре колеса в середине девяностых, начав выступать на багги, которые в те годы конструировал ее бойфренд – символ ралли-рейдов Жан-Луи Шлессер.

После расставания с возлюбленным Ютта продолжила самостоятельную карьеру. В 2001 году Кляйншмидт выиграла «Дакар» в абсолюте; разумеется, одним из соперников немки был и ее бывший. Кляйншмидт до сих пор остается единственным представителем Германии, когда-либо побеждавшим в этой легендарной многодневной гонке по пустыне.

Немке Эллен Лор, пожалуй, лучше всего подходит определение «профессионал». В отличие от многих женщин Лор попала в гонки в раннем возрасте и целенаправленно строила свою карьеру. В отличие от многих мужчин Эллен продолжает выступать уже четвертое десятилетие, сражаясь в самых разных гоночных сериях.

Главным достижением Лор считается победа в гонке DTM, прошедшей в Хоккенхайме. Под дождем она выиграла, например, у чемпиона Формулы 1 Кеке Росберга. Этот случай до сих пор остается первой и единственной женской победой в немецкой кузовной серии.

Однако более всего впечатляет даже не успех в DTM, а разнообразие видов автоспорта, в которых Лор принимала участие. В молодости она гонялась в картинге, затем в младших формулах, потом в туринге. Эллен Лор участвовала даже в чемпионате Европы по кольцевым гонкам грузовиков.

Лор часто стартовала в классическом ралли, несколько раз проехала «Дакар» и другие ралли-рейды. Выступала в европейском NASCAR. И даже когда места а рулем не находилась, она все равно продолжала работать на трассе: репортером, промоутером, даже маркетологом команды Venturi в Формуле Е.

До сих пор Лор остается в автоспорте: проводит тренинги, помогает молодым гонщицам. И до сих пор выходит на старт.

Пожалуй, сложно найти женщину, сделавшую больше для популяризации автогонок в США, чем Даника Патрик. Эта эффектная брюнетка действительно является одной из настоящих любимиц Америки. И дело здесь не в шикарной улыбке, а в успехах на трассе.

Родители отдали Патрик в картинг как отдают детей в кружки и секции: просто чтобы после школы она была при деле. Тем удивительнее, что у девочки вскоре раскрылся настоящий талант.

Патрик успешно выступала в младших сериях в Европе, но вскоре из-за финансовых трудностей своих родителей вернулась на родину, где стала, пожалуй, самой успешной гонщицей Соединенных Штатов за последние 40 лет.

В 2005 году Даника дебютировала в чемпионате IndyCar (в тот момент IRL) и сразу стала первой женщиной, когда-либо лидировавший в «500 милях Индианаполиса». Патрик финишировала в той гонке четвертой, став самой успешной участницей «Инди 500» в истории. Выиграв в том сезоне три поула, Даника заслужила титул «Новичок года», опередив всех соперников-мужчин.

В 2006 году Патрик признали спортсменкой года в США, а в 2008-м она стала первой и единственной женщиной, выигравшей этап IndyCar. Тогда же она провела за рулем Honda тесты болида Формулы 1, но так и не начала карьеру в королевских автогонках. В 2010 году Патрик перешла в NASCAR. В этом чемпионате можно было заработать больше денег, но вот былых успехов у Даники уже не было: слишком большой оказалась разница между сток-карами и машинами с открытыми колесами.

Патрик завершила карьеру в 2019 году, но продолжает оставаться заметной медийной фигурой в Америке: участвует в телешоу, снимается в клипах и фильмах, издает книги и записывает подкасты.

Япония до сих пор относится к наиболее традиционным странам, где на первых ролях выступают мужчины. Тем удивительнее история Кейко Ихары – женщины, бросившей вызов устоям и добившейся впечатляющих успехов.

Поначалу жизненный путь Ихары протекал вполне типично для молодой японской студентки. На гоночную трассу Кейко попала прямо с подиума, по которому дефилировала в купальнике. И позвали ее на трассу, естественно, в качестве предводительницы грид-гёрлз.

Попав в этот мужской мир, выпускница экономического факультета Ихара поняла, что не хочет заниматься только демонстрацией своих внешних достоинств. Кейко решила начать гоночную карьеру.

Начав обучение пилотированию в возрасте 24 лет, Ихара сосредоточилась на гонках на выносливость. Она участвовала в чемпионате WEC за рулем спортпрототипов LMP2, не раз стартовала в Ле-Мане и очень неплохо выглядела на фоне соперников в своем классе.

Не так давно Ихара записала в свой актив еще одно достижение. Вспомнив об образовании экономиста, Кейко стала первой женщиной, принятой в совет директоров автомобильного концерна Nissan. Для маскулинной японской корпоративной культуры это стало настоящем прорывом, на который, пожалуй, была способна именно гонщица.

Быстрые гонщицы выступали не только в прошлом – сильные спортсменки участвуют в соревнованиях и сейчас. В 2019 году для них даже учредили новый чемпионат под названием W Series. Первой победительницей этого первенства стала Джейми Чедвик.

Отец Чедвик – британец, а мать родом из Индии. Семья жила на острове Мэн, одном из немногих мест на планете, где вне населенных пунктов отсутствует ограничение скорости.

Гоночную карьеру Джейми начала в 11 лет и вскоре добилась первых успехов. В 2015 году она побила сразу два рекорда чемпионата Великобритании по Гран Туризмо, став самым молодым победителем в классе GT4 и первой женщиной-чемпионкой этого первенства.

В 2017 году Чедвик пересела на машины с открытыми колесами и вскоре стала первой женщиной, выигравший гонку британской Формулы 3. Однако настоящим достижением Джейми стала именно прошлогодняя победа в W Series.

Что дальше? Чедвик уже тест-пилот Williams, она пробовала себя и за рулем Jaguar в Формуле Е. Так что если в обозримом будущем мы увидим женщину на старте Формулы 1, то, вероятнее всего, это будет именно Джейми Чедвик.

Источник